Татьяна Юрьевна Сафонова
«В гocти к леcным oбитатeлям». Конспект НОД по развитию речи и экологическому воспитанию детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе
примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Вераксы с использованием элементов, взятых из
программы экологического воспитания «Юный эколог» под редакцией
С. Н. Николаевой. Содержание и материал занятия адаптированы для детей 4 – 5 лет. Занятие носит комплексный интегрированный характер. Данное занятие
может быть полезно практическим педагогам ДОО всех видов.
Ключевые слова: экологическое воспитание, развитие речи.
НОД по развитию речи и экологическому воспитанию в средней группе
Публикация «„В гocти к леcным oбитатeлям“, Конспект НОД по развитию речи и экологическому воспитанию детей в средней группе» размещена в разделах
на тему «В гocти к лecным oбитатeлям» позволяет обогащать речь, словарь
детей путем загадывания и отгадывания загадок, а также формировать
первоначальные знания экологической грамотности.
Цель: способствование приобретению навыков узнавать и различать
особенности внешнего вида и образа жизни диких животных (зайца, волка,
медведя, лисы).
Задачи образовательные:
- учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида,
поведения животных в условиях зимнего периода;
- расширять знания о правилах поведения на природе;
-формировать первоначальные умения и навыки экологической
грамотности;
- учить использовать в ответах сложноподчиненные и простые
распространенные предложения;
- активизировать и обогащать словарь детей путем загадывания и
отгадывания загадок.
Задачи развивающие:
-развивать умение, память, мышление при решении проблемных
ситуаций;
- развивать речевую активность, навыки правильного произношения.
Задачи воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
-воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за
окружающую природу;
-воспитывать желание помогать животным в трудных ситуациях.
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, скажите какое сегодня у вас настроение?
(Веселое, грустное). Почему? (Дети отвечают). Чтобы поднять настроение
послушайте стихотворение:
«Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?»
О чем стихотворение? (О зиме). А какое сейчас время года? Назовите мне
все зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Чего много на улицах, крышах
домов, на деревьях? (Снега).
Ребенок: «Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею крепко, непробудно.»
Воспитатель: «Ребята, а вы любите путешествовать? Вот сегодня мы
отправимся в зимний лес и полетим туда на ковре самолете, и настроение наше станет веселее. Скажите мне, ковер-самолет настоящий или сказочный вид транспорта? А на чем еще можно летать, путешествуя? Рассаживайтесь и
отправимся в путь. Полетели (звучит спокойная музыка). Вот мы и прилетели в
зимний лес. Тихо в лесу. Ребята, вы ведь знаете, что такое лес? Лес – дом для
птиц и животных. Лес – наше богатство. Лес – красота нашей природы. Лес –
врач, очищает воздух, дает кислород.»
Проводится экологическая словесная игра "Правила поведения на
природе".
Воспитатель: «Ребята, человек в лесу гость. Он должен соблюдать
правила, чтобы не нарушать жизнь обитателей».
Дети: «Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить».
Воспитатель: «Давайте продолжим наше путешествие:
Мы к лесной поляне вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки». (Дети выполняют движения в соответствии с
текстом).
Далее выполняется игровое упражнение «След в след». (Дети должны
пройти точно по следам).
Воспитатель: «Посмотрите, деревья и кустарники без листьев, только у
ели и сосны остаются зеленые иголки».
Проводится физкультминутка «Станем мы деревьями» (автор Алябьева
«Расскажи стихи руками»).
Воспитатель загадывает загадку:
«Ее в лесу всегда найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая как еж
Зимою в платье летнем.
Все деревья зимой отдыхают, покрыты снегом – они спят. А теперь
закройте глаза, внимательно послушайте, что напоминает этот звук?
(Изображает скрип снега, в полиэтиленовом пакете мнет крахмал руками).
Это скрипит снег. Значит зимой в лесу есть жизнь. Кого в лесу можно
встретить? (Диких животных). Каких?»
Дети отвечают (белку, зайца, лису, волка).
Воспитатель загадывает загадку:
«Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Кто это? Можно ли встретить медведя в лесу зимой? Почему? Где всю
зиму спит медведь? Чем медведь питался все лето и осень? (Ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой). В голодное время он набивает свой желудок травой, мхом, древесной корой. На зиму он делает запасы. Почему? Кто из лесных жителей еще спит зимой? (Еж). Где спит еж? Подумайте, как еж
утепляет свою нору. Чем?»
Если дети не отвечают, рассказывает воспитатель: «Еж утепляет свою
нору сухими листьями. А знаете, как он это делает? Выберет место, где листья
совсем сухие, и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается
так, понатыкает на свои колючки листья и опять убежит. На зиму приходиться
ежу, как медведю, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную
зиму».
Воспитатель загадывает загадку: «А вот еще одна загадка.
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.
Кто это? Какой окрас у белки зимой? Какая шерстка была у белки летом?
Спит ли белка зимой? Чем питается?»
Если дети не отвечают, рассказывает воспитатель: «Она делает
запасы. Грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи прячет в ямки,
которые сама выкапывает среди кустов. Как называется дом у белки? В дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями».
Воспитатель загадывает загадку:
«А вот еще один лесной житель:
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Кто это? Как называется жилище волка? Волк тоже готовится к зиме.
Шерсть за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это
волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.
Волки зимой живут семьями: волк, волчица и волчата. Это волчья стая. Днем
они спят, а ночью охотятся. Кто еще живет в лесу? (Заяц). Как вы думаете,
меняет заяц шубку или нет? Для чего он меняет шубку? Кого боится заяц? От
кого прячется? А если все-таки его выследил волк, как ему спастись? (Убегает
заяц быстро, запутывает следы). Где же заячий дом? Где летом спит зайчик?
(Под кустом). Как вы думаете, где спит заяц зимой?» (Спит в снежной ямке. В
большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Питается корой с
деревьев и веток).
Воспитатель загадывает загадку:
«А вот это главный заячий враг:
Зверь такой опасный,
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает.
Шерсть у лисы теплая, густая, она не мерзнет. Чем питается? Слух у лисы
хороший, слышит, как под снегом мыши возятся и пищат – разгребает снег
лапами. Люди говорят: «Мышкует лиса».
Проводится физкультминутка «Зайчики». Дети выполняют
соответствующие движения.
Воспитатель: «А теперь крепко закройте глаза. (В это время в группу
вносится елка, украшенная мишурой, под елкой «волшебный мешочек» и
закрытая салфеткой корзинка с «грибочками»). А теперь откройте глаза. Что
изменилось в группе? Скажите в лесу можно встретить елку, украшенную
мишурой? Почему? Где можно увидеть наряженную елку? А еще такую елку
можно встретить в сказке. И, мне кажется, эта елка не простая, а волшебная.
Давайте обойдем ее, может нас ждет сюрприз.
Воспитатель берет мешочек. Открывает, а там карточки с загадками.
Загадывает 2-3 загадки детям. Затем дети загадывают гостям загадки (о
снеге, о диких животных).
Воспитатель: «Молодцы ребята! Много знаете загадок о лесе и
животных. Знаете правила поведения в лесу, почему надо выполнять их, чтобы
не навредить лесу и его обитателям».
Далее выполняется дидактическое упражнение «Выложи по образцу».
Воспитатель достает из мешочка сюрприз и рассыпает на стол
геометрические фигуры разного цвета (белого и оранжевого). Предлагает
детям с помощью образца выложить на столе зайца и лису.
Воспитатель: «Молодцы! Очень правильно и хорошо все выложили».
Воспитатель достает из мешочка письмо. Оно от белочки. Она
предлагает снова подойти к волшебной елочке. Там дети находят корзинку с
«грибочками»-запасами белочки.
Воспитатель: «Спасибо, белочка! А теперь садимся на наш ковер-
самолет и полетим в детский сад. До свидания, лес! До свидания, звери!»
Играет тихая спокойная музыка