Татьяна Шурупова
Узнаем все о речевом развитии ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является наиболее значимый в развитии всех психических процессов, а в первую очередь речи. Он обладает колоссальными ресурсами для формирования взрослой личности. В раннем детстве скорость речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.
Публикация «Узнаем все о речевом развитии ребенка раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь ребенка идет бок о бок с речью взрослого. Обращенная речь является одной из главных причин развития мозга в раннем возрасте. Если с ребенком разговаривают, уделяют его развитию должное внимание, то с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.
Первый год жизни имеет одно из самых главных значений в психическом развитии малыша. В 1 месяц младенец уже вовсю реагирует на ласковый голос или улыбку, а что особенно интересно, что уже в этом возрасте ребёнку интереснее слушать мамин голосок, чем звучащую рядом игрушку. В период от 1 до 3 месяцев ребенок реагирует на зрительные и слуховые стимуляторы-раздражители, становится стабильной его улыбка. Если развитие ребенка идет в правильном направлении мы можем увидеть «комплекс оживления». И именно в этот период начинается энергичная подготовка речевого аппарата к произношению звуков, одновременно с этим идет процесс развития понимания родной речи. Первыми «ласточками» речи оказывается такие признаки как кряхтение, визг, произношение отдельных гласных звуков – и все это носит название «гуление».
В период от 3 до 6 месяцев все реакции, входящие в «комплекса оживления», все более дифференцируются. В этот период усиленно развиваются голосовые реакции, которые уже начинают приобретать некоторую самостоятельность. В мелодичном гулении проявляются новые гласные звуки и согласный звук «М», ребенок открывает для себя, что его голос может видоизменяться. К концу шестого месяца жизни крохи появляется лепет, разделяются реакции на звук и активно проявляется способность выделять звук в пространстве. Развитие мелкой моторики рук начинает формироваться.
В период от 6 до 9 месяцев ребенок явно реагирует радостным оживлением на знакомые, родные лица и проявляет страх перед незнакомцами, а в некоторых случаях вместо страха у ребенка проявляется интерес. В продолжении этого периода активно развивается «лепетный разговор», обогащаясь новыми звуками и состоящая из цепочки слогов. Копирует взрослых, стараясь за ними повторить звуки и интонации удовольствия и неудовольствия.
Активный «лепетный разговор» – важный показатель нормального речевого и психического развития малыша.
В период от 9 до 12 месяцев ребенок начинает различать пищу по внешнему виду, реагирует на неприятные запахи. К 12 месяцам уже манипулирует с ложкой и может пить из чашки. Для речевого развития этот период ознаменуется активному подражанию взрослым (повторение слогов, копирование интонации, воспроизведение мелодической схемы знакомых фраз). Начало общения ребенка со взрослыми при помощи звукосочетаний, состоящих из простых звуков: гласных а, у, и; некоторых согласных м, п, б, н, т, д, к, г. Некоторые звуки дети произносят отчетливо, другие менее четко. Артикуляционный аппарат еще только начинает активно действовать, поэтому лепет имеет огромное значение для его дальнейшего формирования.
Словарь у детей на первом году жизни отличается и колеблется от 2-3 слов до 10-15 слов. Чаще всего звукоподражание (ав, га-га, и слова с открытыми слогами (няня, мама). В 1 год малыш уже хорошо понимает обращенную к нему речь.
На втором году жизни развивается его вестибулярный аппарат (ребенок становится более подвижным, приобретает равновесие при ходьбе, мелкая моторика рук (точно захватывает предметы, хорошо ест ложкой).
В это время у малыша увеличивается способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С 13-15 месяцев ребенок все чаще использует осмысленные слова. До полутора лет слова в речи ребенка заменяемые, не всегда изображают реальное название предмета (все игрушки может назвать би-би или кубик, фразовая речь в этом возрасте еще не сформирована, активный словарь содержит примерно 50-70 слов.
Со второй половины второго года жизни ребенок начинает пользоваться двухсловными предложениями (Баба на, и др., в 1,9 месяцев употребляет небольшие предложения, состоящие из 2-3 слов но еще не связаны грамматически.
Количество слов к 2 годам примерно 100-300, где основной словарь предметный. Дети четко произносят гласные: а, у, о, и, э, ы; некоторые согласные дети заменяют или искажают. Укорачивают слова – так малышу удобно!
На третьем году жизни ребенок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, ловит или бросает мяч. Мелкая моторика совершенствуется: ребёнок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. В этот период речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. Для детей третьего года жизни возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь. Словарный запас в 36 месяцев уже составляет от 700-1200 слов. Мы уже можем слышать сложные предложения: сначала сложносочененные, а позже – сложноподчиненные. Уже может осознавать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, а также может ответить на некоторые вопросы по прочитанному. Маленькие тексты, очень много раз прочитанные, малыши запоминают наизусть, уже могут отгадывать простые загадки-описании.
В трехлетнем возрасте у малыша речь еще не в полной мере отчетливая и он еще не может правильно произносить многие слова, речь еще сложна для понимания окружающим его людям.
Главное нам взрослым помнить о том, что наша речь является образцом для речи ребёнка! Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Литература:
1. Н. В. Макарова Речь ребенка от рождения до пяти лет. 2004.