Надежда Мельникова
Условия успешной адаптации детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении ребё нка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного:
• Четкий режим дня,
• отсутствие родителей,
• другой стиль общения,
• новые требования к поведению,
• постоянный контакт со сверстниками,
• новое помещение.
Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д.
Публикация «Условия успешной адаптации детей в ДОУ» размещена в разделах
Адаптация -процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Выделяют 2 основных критерия успешной адаптации :
*внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость,
*внешняя адекватность поведения
(способность легко и точно выполнять новые требования).
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей нервной деятельности и возраста ребёнка;
- от состояния здоровья;
- от различий домашней обстановки и детского учреждения;
- от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Существует три фазы адаптационного процесса :
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка.
3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Этапы развития адаптации
1 этап подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – заключительный.
I.Подготовительный к адаптации этап :
Родители заранее знакомят ребенка с детским садом – с воспитателями и детьми, группой. Воспитатель ласково встречает нового малыша, показывает, какие интересные игрушки есть в группе.
Задача этого этапа – постепенно сформировать новые стереотипы в поведении ребенка: приучить к новым блюдам, самостоятельному засыпанию, одеванию и т. д.
II. Основной этап:
Первую неделю родители приводят малыша на завтрак и прогулку, на
1–2 часа, оставаясь с ним рядом.
Главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя.
III. Заключительный этап:
Ребенок посещает детский сад по 3 ч. и более, затем его оставляют на сон. В первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон. Ребенок привыкает к посещению детского сада в течение одного-двух месяцев.
Любая адаптация идет на двух уровнях:
*Физическом
*Психологическом
На физическом уровне малышу надо привыкнуть:
*К новому режиму - определенному, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы);
*Необходимости самоограничений;
*Невозможности уединения;
*Новой пище, новым помещениям и т. д.
На психологическом уровне малышу стоит привыкнуть:
*К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т. д.);
*Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;
*Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
*Необходимости отстаивать свое личное пространство.
Чтобы процесс адаптации прошел более успешно, опираясь на положения ФГОС, ДОУ должно вести работу по трем направлениям:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
2. Работа с родителями;
3. Правильная организация пространственной предметно – развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно—игровая зона.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе:
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий сотрудников детского сада создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнет его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке.
Важна изо-деятельность для детей в этот период, чтобы ребенок мог выплеснуть на бумагу свои чувства, т. к. 2-3-летние дети многие еще не говорят. Уголок рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге решит эту проблему.
Организация пространственной предметно – развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно—игровая зона.
Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.
Необходимо иметь в группе спортивный уголок, художественно-эстетический.
Предметно-развивающая среда в нашем детском саду обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.
Любой малыш испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Наличие в группе уголка «уединения». Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Должны быть игры на снятие эмоционального напряжения у детей в адаптационный период.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный альбом» с фотографиями всех детей группы и их родителей.
Работа с родителями
Необходимо условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во чтоиграть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребёнка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Совместная работа воспитателя с родителями в период адаптации
Работа с педагогами памятка по организации педагогического процессав период адаптации ребенка к детскому саду
*В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого малыша с учетом рекомендации врача, психолога, ст. воспитателя, но постепенно все дети переводятся на общий режим.
*Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребёнка даже вредные и ни в коем случае не перевоспитывать его.
*Необходимо подготовить предметную развивающую среду, приближенную по содержанию к группе раннего возраста
*Взрослым следует организовать эмоционально насыщенное общение с детьми.
*Периодически включать спокойную не громкую музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательна.
*Лучшее лекарство от стресса-смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используя игрушки забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчик, лисичка, клоуны.
*Необходимо исключить однообразие жизни детей определить тематические дни.
*Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
*Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка и стараться во время понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
*Непременное правило – не осуждать опыт ребенка никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
*Ежедневная беседа с родителями об успехах ребенка.
Самая главная задача, которую должны решить работники детского сада и родители в период адаптации – сделать детский сад для ребенка желанным.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность.
И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!