Юлия Шелементьева
Адаптационные игры-залог успешной адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы
В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым малышом. Подарить им минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду.
Публикация «Адаптационные игры-залог успешной адаптации детей» размещена в разделах
Чтобы решить эту задачу, я выражаю каждому ребенку свое доброжелательное отношение через игру. Поэтому основной игровой целью является - проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку.
В адаптационный период нужны фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый. Игры выбираю с учетом игровых возможностей детей, места проведения. Например игра, «Флажок» :
Дети встали в кружок,
Увидали флажок.
Кому дать,
Кому дать.
Кому флажок передать.
Выйди, Ваня, в кружок,
Подними флажок.
Помаши, помаши
И для нас попляши.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Чтобы облегчить их душевное состояние, поднять настроение, я использую пальчиковые игры. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
Мне самой нравится «Сказка про кошку». Поиграем вместе с вами.
Покажи свою ладошку, -Мяу!
Расскажу тебе про кошку. Потопталась там немножко
Будем пальчики считать? И крадётся потихоньку,
-Да! Раз, 2,3,4,5! И крадётся потихоньку,
Вот кулак, а вот ладошка. Видно мышка там живёт.
На ладошку села кошка.
В адаптационный период отвлечься от грустных мыслей помогают физические упражнения и подвижные игры, которые можно проводить несколько раз в день. Это такие, как «Полетаем, как птички», «Полетаем, как самолёты», «Попрыгаем, как зайчики» и др. Так же создаю условия для самостоятельных упражнений: предлагаю малышам каталки, машинки, мячи.
Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, читаю им сказку или играем в спокойные игры, рассказываю потешку с использованием имен детей. Очень детям нравится потешка «Чики-чики-чикалочки». Услышав своё имя в потешке, дети улыбаются, просят повторить её ещё раз.
Чики-чики-чикалоски едет Максим на палочке,
А Милена в тележке щелкает орешки.
Для маленьких детей важна возможность приятного физического контакта со взрослым, ощущение защиты, тепла, ласки. Очень хорошо проходит игра «Солнышко и дождик». («Я вас всех спрячу от дождя»).
Очень важны игры на ориентировку в пространстве («Где игрушки», «Добеги до игрушки», прогулки по группе, посмотрите, что видно из окна. Благодаря таким играм ребенок осваивает пространство, чтобы оно не пугало его.
Подходят хороводные игры. В адаптационный период хороводная игра проходит в группе ежедневно.
Каждого малыша утром в приемной встречают игрушки-забавы (заводные игрушки, мыльные пузыри, они позволяют переключить внимание ребенка, радуют и веселят его. Детям нашей группы нравится игра «Варежка». Ребёнок вытягивает из варежки сюрприз – маленькую игрушку. Это всегда вызывает смех и улыбку, от чего повышается настроение.
Снять у детей тревожность, эмоциональное напряжение мне помогает игра «Сухой бассейн». Вариантов этой игры много :
• «Купать» руки, погружая в крышки кисти рук, кисти по локоть;
• Шуршать крышками;
• Рассыпать по ковру (столу, полу, а затем собрать и снова рассыпать и собрать;
• Собрать «бусы» и узнать чьи «бусы» длиннее;
• Выложить на полу паровозик с вагончиками;
• Выложить цепочку из крышек одного цвета или чередуя цвета.
Такие спокойные, однотипные, монотонные движения руками, пальцами успокаивают ребёнка. Я использую не только «Сухой бассейн», но и тренажёры – волны, бусы на коврике.
Интересная игра, сшитая своими руками – «Мешочки-искалочки». Она развивает мелкую моторику рук, закрепляет цвет, величину. Выполнена в форме круга, внутри пульки для пистолета и мелкая игрушка. Цель – найти что спрятано внутри.
Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры в период адаптации оказывают успокаивающее и расслабляющее действие, отвлекают от мыслей о доме. В летний период подобные игры я организовываю на улице. В зимний период используем оборудование Центра песка и воды.
Итак, в адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке, именно игра помогает скрасить первое время пребывания их в группе детского сада. Привыкание идет быстрее, оно сопровождается меньшим напряжением, устанавливаются доверительные отношения между педагогом и ребенком.
Желаю вашим детям легкой адаптации.