Галия Мовсумова (Айзатова)
Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЬ
Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста (да и не только им) очень нелегко начинать посещать новое место, в данном случае ДУ. Ребёнок попадает в другую среду, отличную от той, в которой он находился до сих пор. Детско-родительские отношения изменяются, переходят на новый уровень. Слабая педагогическая компетентность у родителей вызывает множество волнений по вопросам:
- Как отнесутся к моему ребёнку другие дети?
- Какие отношения сложатся с воспитателем?
- Не начнёт ли чаще болеть?
Публикация «Речь к квалификационной работе „Психолого-педагогические условия адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Адаптация - с латинского означает приспособлять, как отметил
Сергей Иванович Ожегов. Важнейший вклад в разработку адаптации внёс Жан Пиаже, он считал, что адаптация обеспечивает равновесие во взаимодействии субъекта и социальной среды. Из этого определения становится понятно, что задача воспитателя создать необходимые условия для ребёнка, так "украсить" его нахождение в ДУ, чтобы он почувствовал себя как дома и сам захотел бы привносить что-то своё.
Объектом исследования являются особенности адаптации детей к ДУ.
Предметом же являются психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДУ через педагогические приёмы.
Целью исследования, как говорилось выше, является создание благоприятных условий социальной адаптации ребёнка в условиях ДУ, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задача же состоит в том, чтобы разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей раннего возраста: более полностью это звучит так:
- на основе анализа литературы раскрыть сущность социально-педагогической адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
- раскрыть возрастные особенности и особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
- рассмотреть условия, в которых успешно проходит процесс адаптации
Гипотеза, а именно предположение или предполагаемые доказательства состоит в том, что адаптация будет проходить успешно при Определении уровня эмоционального развития детей раннего возраста - что даст нам возможность достичь у них Положительного настроя при посещении ДОУ;
Психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста - это будет способствовать Постепенному привыканию к ДУ, Укреплению здоровья
Педагогическая работа с детьми будет ориентирована на индивидуально-личностный подход, что безусловно будет способствовать быстрейшему овладению навыками самообслуживания, детьми будет соблюдаться режим;
Будет установлено сотрудничество с родителями детей раннего возраста, а это является необходимым, потому как именно родитель является проводником между воспитателем и ребёнком.
Первичным определением готовности ребёнка к ДОУ являются опросы родителей. Как видно на этом слайде, по результатам анкетирования мнение родителей таково: только 4 из 16 готовы к ДУ, 5 же не готовы вовсе, большинство, а это 7 человек "Условно готовые" дети.
Наряду с родительской оценкой мы также проводили наблюдения за детьми и через 5 дней сделали первый срез. Полученные результаты немного отличаются от оценки родителей: лишь 3 из 16 детей имеют высокий уровень адаптации, у 4 - средний, у 4 - сложный и у 5 детей наблюдается дезадаптация.
Основополагающим при выборе методов работы является наблюдение за детьми: как они приходят в сад, легко ли они прощаются с мамой; как разговаривают с родителями.
В данной работе мы использовали такие приё мы как:
Телесная терапия - это прямой контакт с ребёнком, он чувствует тепло, ласку, добро - и это несомненно улучшает его самочувствие.
Релаксация - успокаивает нервную систему и помогает укреплять мышцы.
Чтение сказок помогает нам легче передавать детям представление об окружающем мире, о любви к животным, к природе, о добрых взаимоотношениях между людьми.
Слушая Колыбельные, дети также чувствуют тепло, любовь, нежность, которая передаётся через голос. Ведь невозможно петь Колыбельную агрессивно, в следствии этого дети успокаиваются и легче засыпают. Помимо этого, песни помогают запоминать слова, постановку слов в предложении. Через колыбельные дети получают первые представления об окружающем мире.
После дневного сна, одевание у нас сопровождается классической музыкой. Издавна известно, что классическая музыка успокаивает, её рекомендуют особенно во время беременности - потому как это благотворно влияет на плод. Разнообразные музыкальные инструменты позволяют развивать у детей слух. Они начинают различать громко - тихо, звонко - глухо. Под музыку исполняют ритмичные движения.
В уголке Изотворчества в свободном доступе имеется бумага разного формата, карандаши, краски, есть доска, где дети рисуют с одной стороны мелом и маркером с другой.
Работа с родителями ведётся как лично, так и через информационный стенд. Потому как не всегда удаётся поговорить с каждым из родителей, мы вывешиваем консультации.
Конечно же основным методом работы в период адаптации является игра. Именно в игре формируются эмоциональный контакт, появляется доверие детей к воспитателю. Также присутствует элемент новизны. В играх с водой - можно запросто побрызгаться - это как бы элемент проказничества, а значит уже в данный момент ребёнок ассоциирует воспитателя не как наставника, а как друга.
Создавая у ребёнка положительное отношение к различным видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми мы облегчаем протекание адаптационного процесса. По мере привыкания к новым условиям у детей восстанавливается аппетит, нормализуется сон, они с радостью приходят в детский сад, делают зарядку, с удовольствием играют.
Спустя месяц, прошедший после первого прихода детей в ДУ, мы повторно опросили родителей. Изменения очевидны. Теперь, по мнению родителей, уже 12 из 16 детей готовы, а 4 имеют уровень "условно готов", а тех, кто не готов нет.
Нами также был проведён повторный срез, в результате чего получили следующие результаты: из 5 только 1 ребёнок, что составляет 6,25% находится в стадии дезадаптации, 8 человек, а это 50% - легко адаптировались, у 4 детей - 25% адаптация прошла средне, у 3, а это - 18,75% адаптация проходит сложно, у этих детей поведенческие реакции изменились в лучшую сторону, только на это потребовался более продолжительный период времени.
На характер поведения ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь его внимание.
Успешная адаптация - это залог физического и психологического благополучия ребёнка, и в следствии проведенных нами занятий с детьми позитивная динамика в адаптации детей к ДУ произошла.