Раиса Толпекина
Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства
▼ Скачать +Заказ
Цель :
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.
Предполагаемый результат:
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
Публикация «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Повышение педагогической грамотности родителей 1 младшей группы на основе Федеральных государственных требований;
Повышение профессиональной компетентности педагогов;
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Я использовала активные формы и методы работы с родителями :
- посещение семей воспитанников на дому;
- родительские собрания : «Давайте познакомимся!», «Адаптация детей», «Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Особенности психофизического развития детей третьего года жизни», «Речевое воспитание», «Роль игры в развитии ребёнка», «Питание и воспитание», «Музыка и дети»
- консультации «Пальчиковая гимнастика»,
- по желанию родителей организовала кружок «Золотые ручки».
- презентации изготовленных вместе с родителями на кружке поделок ;
«Чудо - дерево», «Заборчик «Дети»», «Разноцветные флажки», «Дары осени»; «Дидактическая стеночка на участке»
- Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования)
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке праздников;
- оформление фотовыставок; «Наши малыши в детском саду», «Праздник, праздник». «Кто нас вкусненько покормит»
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с родителями «Как правильно одеваться», «Сладкое - это не сладкое утро», «Режим дня в выходные дни»
- родительский уголок – папки передвижки с разнообразным материалом о жизни в группе.
- Систематически фотографирую детей в разных видах деятельности и представляю вниманию родителей на ноутбуке. В конце года весь накопленный материал помещаю на диски и отдаю в дар своим малышам.
В результате повысился уровень воспитательно -образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первые родительские собрания «Давайте познакомимся» я провожу в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовлюсь, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбираю музыку, устанавливаю ноутбук с фото, видео деятельности детей в группе, стараюсь создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в нашу группу. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь
родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Чашечки с чаем, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
К собраниям я готовлю выставку новых буклетов, которые изготавливаю сама. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли партнеров. Год пролетает очень быстро…. И на смену приходят другие, но я точно знаю, что в результате моей работы с родителями за год их воспитательный опыт обогатится и повысится эффект семейного воспитания.
Наглядно – информационное направление
Наглядно–информационное направление включает в себя:
- Родительский уголок : фото - стенд «Наши крошки - малышки». Двухсторонние папки раскладушки : «Как мы живём в группе», «Советы и консультации для родителей».
-Уголок по питанию.
-Уголок по здоровосбережению. Надежда Айболитовна советует.
- Полочка с книгами, журналами, буклетами, папками:
Папки :
«Родители, для вас. Советы воспитателя», «Лето», «Светофорчик», «Адаптация», «О чём думает мама», «Я люблю тебя, малыш», «Здоровый малыш, счастливый малыш», «Здоровье малыша или уголок Айболита», «Мы ждём вас!», «Наши инновации».
Альбом: «Ранний возраст».
Буклеы : «Контакт. Доктор, родители, дети», «Книга мамы и малыша», «Мой малыш», «Питание малышей».
Папка - накопитель «Между нами мамочками…»
- Полочка – выставка детских работ с фотографиями малышей.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось привлекательным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие малыши воспринимают по разному. Одни с радостью демонстрируют свои умения – поют, танцуют, играют. Некоторые замыкаются, а есть и такие, которые перестают слушаться воспитателя и родителей … и попросту начинают шалить. Поэтому праздники, которые проходят в зале мы снимаем на видео. А развлечения в группе проводим иногда и с родителями. Одно можно сказать уверенно малышам нравится ходить в зал, наряжаться в нарядные, интересные атрибуты из уголка Ряженья и веселиться под музыку разных музыкальных игрушек.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Традиции
Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу».У многих дома есть книги, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести книги. Просила, не стесняться и приносить очень уж «затрёпанные», эти книги нужны нам для оформления дидактической стеночки на площадке. Все всё прекрасно поняли …и у нас нет проблем с картинками. (Картинки из книг я никогда не вырезываю в присутствии детей) Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано с помощью родителей. Они помогли мне изготовить яркую, красивую и удобную для детей оздоравливающую дорожку на площадке, установить цветные баночки для ходьбы, а так же цветные баночки для выращивания подорожника возле фитоклумбы. В углу веранды у нас «сказочный дворик», там стоит теремок и его жители. Пол на веранде мы раскрасили в виде ланшафта - это зелёные полянки с цветами и бабочками, голубое озеро с рыбками, ну и,конечно дороги с белыми пешеходными переходами. Заборчик из расписанных досточек под названием «Дети»- это просто визитная карточка нашей группы. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей : много разных игрушек, «больница», «уголок ряженья», коровушка с телёнком, в уютной кухоньке девочки просто обожают готовить и всех угощать из красивой посудки.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях как работа кружка «Золотые ручки» - ремонт игрушек, изготовление муляжей, шитьё фартучков, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе - налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.
Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Родители проявляют искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Почти 100% родителей посещают родительские собрания, активно отвлекаются на все мои предложения и задумки.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Вывод.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась их психолого-педагогическая грамотность, активность, компетентность в воспитании детей.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких и добрым словом вспоминать свою воспитательницу.
Фотоотчё т :
Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства.