Рыкова Татьяна Анатольевна
Управление временем дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное использование своего времени свойственно взрослому человеку. Дети с этой задачей справляются сложно, не задумываются о необходимости организации своего времени. Грамотные педагоги способны помочь и подготовить успешных, организованных будущих взрослых.
Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо учить детей ориентации в пространстве. Это поможет ребенку в дальнейшем в жизни и учебе. Необходимо научить ребенка чувствовать и ощущать время. Кроме настоящего времени маленькие дети выделяют прошлое и ждут будущего. Дети не всегда чувствуют время, т. к. не могут его увидеть, услышать…. время. Они не могут его почувствовать физически.
Темочки:
Мышление детей достаточно специфично. Ребенку важно для понимания временных интервалов конкретизировать временные единицы.
Ребенку нужна наглядность….
Небольшой собственный опыт дает ребенку накапливать знания о временных понятиях : «сначала», «вчера», «сегодня», «завтра».
На таких понятиях как «утро», «день», «ночь», «вечер» необходимо акцентировать внимание ребенка. Чёткий распорядок дня помогает ребёнку в формировании этих реальных знаний. Полезно для ребёнка проговаривание плана действия на день с акцентом на части суток. Необходимо как можно чаще повторять в речи временные отрезки. Это поспособствует созданию основы знаний детей о времени. Дети старшего дошкольного возраста способны связать время суток с явлениями природы.
Проговаривать по утрам с детьми названия дней недели, спрашивать названия сегодняшнего дня, предыдущего, следующего взрослые закрепляет знания детей о течении времени.
Существуют и такие временные понятия, как «быстро» и «медленно». Их хорошо осваивают дети в соревнованиях, конкурсах. Важно восприятие ребёнком и понятий «до», «после», «сначала», «потом». Можно составлять с ним рассказы с использованием этих слов, а далее уже следить за его самостоятельной расстановкой понятий.
Последовательность запомнить поможет ребенку такая сказка как «Двенадцать месяцев» С. Маршака.
Времена года можно разобрать с ребенком с использованием стихов, загадок. При изучении сезонности лучше использовать понятия в парах: лето-зима, весна-осень. Так же эффективным считается использование таких вопросов, как «что с листьями деревьев происходит осенью?», «что меняется в жизни птичек осенью?». К концу дошкольного возраста ребёнок должен знать о зависимости от времён года основных изменений в неживой природе, в жизни животных.
Большое значение будет иметь освоенный ребёнком режим дня в детсаду. Стимулирование, интересный, системный подход сыграют ведущую роль в освоении сложных временных понятий, в обучении «пользования временем».
Простые работающие техники тайм-менеджмента для детей:
1. «Съесть слона по кусочкам»
Слон — это большая и сложная задача, которую надо делать очень долго. Например, ребёнку задали подготовить доклад «Птицы нашего края». Мы дробим эту задачу на более мелкие и решаем. Например, вначале собираем материал, потом составляем план, находим картинки, делаем презентацию, готовимся к выступлению. Это кусочки слона, которые можно «съесть» не сразу, а постепенно, в течение нескольких дней. Уборка в квартире вместе с ребё нком может выглядеть так: протерли пыль, убрали игрушки, пропылесосили. Тоже не обязательно делать всё сразу, но в итоге задача будет решена.
2. «Съесть лягушку»
Лягушка — это небольшое и несложное, но неприятное дело, которое мы обычно стараемся отложить на потом. При этом нервничаем и переживаем, поскольку помним, что эта неприятность ещё впереди.
3. Метод швейцарского сыра
Делайте в произвольном порядке то, что легко, затем вернётесь к тому, что сложно. Пример с контрольной работой: первая задача сложная — пропускаем, вторая простая — решили, третья простая — решили, вернулись к первой и спокойно решили.