Анна Костылева
Управление образовательной организацией: сущность, подходы
▼ Скачать + Заказать документы
Костылева Анна Игоревна, 2 курс, 44.04.01 Педагогическое образование, Управление учебным заведением
На данном этапе развития образования в Донецкой Народной Республике одним из приоритетных направлений модернизации является поиск механизмов управления образовательными организациями, обеспечивающих рост благосостояния общества и способствующих формированию мотивации у управленческих и педагогических кадров к инновационному мышлению и поведению.
Публикация «Управление образовательной организацией: сущность, подходы» размещена в разделах
Общетеоретический фундамент изучения проблемы управления представлен в работах Ю. С. Алферова, В. И. Зверевой, В. С. Лазарева, М. М. Поташника, О. Г. Хамерики, П. В. Худоминского, Л. И. Фишман, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбурга и других 4.
Управление в образовательной системе закреплено в Законе ДНР «Об образовании» в главе III. статье 23 1 .
Понятие управление используется в различных науках. Существует большое количество определений этого понятия.
Попробуем привести несколько классических определений.
Наиболее распространенное понятие «управление» понимается как деятельность, которая направлена на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
С точки зрения социологии понятие «управление» рассматривается как целенаправленный, спланированный, а также сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимальных результатов с минимальными затратами ресурсов, усилий или времени 3.
В качестве рабочего определения понятия управление (менеджмент) мы принимаем «управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли» 2 .
Управление возникает как необходимое условие для жизнедеятельности людей, решающих коллективно конкретные задачи.
Рассмотрим наиболее характерные подходы к управлению.
В научной литературе понятие «подход» трактуется как:
а) точка зрения, с позиции которой рассматривается объект;
б) принцип или совокупность принципов, определяющих цель и содержание деятельности;
в) способ преобразования действительности.
Руководители сознательно или бессознательно реализуют те или иные подходы к управлению. У разных подходов - разные возможности. Поэтому ни один из них не может быть признан наиболее эффективным или совсем неэффективным.
М. Поташник определяет следующие подходы к управлению : интуитивный, эмпирический и научный 5 .
Интуитивный подход – это управление на основе ощущения.
Интуиция - это ощущение, непосредственное видение истины посредством чувств, без логического доказательства. Синонимический ряд: внезапное упоминание, инсайд. В мировой философии и психологии отношение к интуиции было достаточно солидным еще со времен Декарта.
Однако когда об управленце говорят, что он работает интуитивно, это значит, что его работе дают негативную оценку. Управленческие решения, принимаемые на основе интуиции, считаются неполноценными. Но интуиция возникает, развивается на основе образования, знаний, эрудиции, опыта.
Процесс нетривиального выполнения напрямую связан с интуицией. В управлении образовательной организацией возникает множество проблем и ситуаций, когда нет объективных критериев их оценки. В критических, экстремальных условиях интуиция помогает почувствовать дискомфорт и найти выход.
Однако интуитивный подход не может быть основным в повседневной работе руководителя, поскольку:
а) интуиция может обойти руководителя в нужный момент;
б) интуиция никогда не заменит глубокий анализ;
в) интуицию можно спутать с импульсивностью и принять решение под влиянием гнева, радости, жалости.
Эмпирический подход - это процесс попыток и ошибок.
Привычное толкование: эмпирический - основан на опыте. Руководители очень верят в здравый смысл и собственный опыт. Этот метод доминирует в деятельности руководителей, практиков, игнорирующих научные знания, литературу. Именно о таких руководителях писал К. Ушинский в статье «О пользе педагогической литературы» : «Он начинает с какой-то злобой смотреть на всякую педагогическую книгу, если бы она как-нибудь, сверх всякого ожидания, и попалась ему под руку, он видит в ней дерзкую нарушительницу своего долголетнего спокойствия. Трудно уже тогда убедить его, что его одиночная, опытность, хотя ей и было 40 или 50 лет, ничто перед опытом нескольких столетий, в котором сосредоточились результаты бесчисленного множества, по крайней мере, таких же, как и он, педагогов, между которыми было много замечательных талантов и необыкновенных личностей».
Положительные черты эмпирического подхода :
позволяет быстро реагировать на события;
позволяет быстро анализировать ситуацию и реализовывать решения;
позволяет уверенно себя чувствовать;
позволяет быстро находить плодотворные идеи, оптимальные пути.
Отрицательные и слабые стороны:
ограниченность, определенное невежество руководителя;
недоразвитое мышление, неумение совершать такие операции, как анализ, синтез, абстрагирование, индукцию, дедукцию.
Следовательно, с позиции «здравого смысла» К. Ушинский высказал замечательную мысль, которая имеет отношение и к управлению учреждением образования : «Одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».
Научный подход - это подход с точки зрения научных основ. Научных подходов достаточно много, однако их объединяет то, что они:
а) изложены в виде теорий;
б) имеют исходные положения, принципы, доказанные опытным путем;
в) испытаны во время специально организованных экспериментов или подтверждены опытом.
Научный подход не отрицает интуицию. Напротив, он проверяет, обосновывает догадку, делает интуитивное исполнение руководителя осознанным. Научная гипотеза - это научное предположение. В нем тоже определенная доля интуиции.
Эмпирический подход полностью поглощается научным. Именно через практику, опыт проверяются все научные идеи и теории.
В. Сухомлинский утверждал: «Идеи без конкретных дел превращаются в пустоцвет».
Таким образом, научный подход следует считать основным в профессиональной деятельности менеджера образования.
Научные подходы создают определенные модели управленческой деятельности :
системный подход;
ситуационный подход (адаптивное, оптимизационное управление);
программное управление;
целевое управление;
программно-целевое управление;
управление по конечным результатам;
кибернетическое управление;
диалогическое, коллегиальное, партисипативное управление;
управление развитием;
управление качеством образования;
инновационное управление.
Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что проблема управления образовательными организациями сегодня очень актуальна. Следовательно, сложность, многомерность и взаимозависимость проблем управления, которые определяют характер реформы образования в современных условиях, требуют новых идей и измененного подхода, который показывает пути оптимизации управления.
Список литературы:
1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» № 55-IHC от 19.06.2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob- obrazovanii/
2. Львов Л. В. Педагогический менеджмент: учебное пособие / Л. В. Львов. – Челябинск : ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2008. – 178 с.
3. Мельниченко О. И. Управленческая деятельность как социально-педагогическое явление / О. И. Мельниченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 179–182.
4. Назмутдинов В. Я. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности : монография / В. Я. Назмутдинов, И. Ф. Яруллин. – Казань : ТРИ «Школа», 2013. – 360 с.
5. Поташник М. М. Управление развитием профессиональной школы / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. – М. : Юрайт, 2014. – 180 с.