Каченюк Тамара Васильевна
Дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы 3
2. Пояснительная записка 4
3. Учебно-тематический план 10
4. Содержание изучаемого курса 12
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 17
6. Список литературы 19
7 Приложения 21
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики»
(далее - Программа)
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Мир сенсорики“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Руководитель программы Воспитатель : Каченюк Т. В.
Организация-исполнитель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №8» г. о. Саранск
Адрес организации
исполнителя г. Саранск, ул. Т. Бибиной, д. 3
Цель программы Развитие и совершенствование сенсорных процессов у детей 2-4 лет.
Направленность программы Познавательная
Срок реализации программы 1 год
Вид программы
Уровень реализации программы адаптированная
дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы 2 – 3 года :
Знать:
• Дети знают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
• знают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
Уметь:
• умеют использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
• умеют на ощупь различать качество предметов и их называть.
Владеть:
• Дети владеют умениями слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
3 – 4 года:
Знать:
• шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов
• пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия,
• вкусовые качества овощей и фруктов.
Уметь:
• идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности,
• подбирать предметы по образцу,
• группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина,
• сравнивать оттенки цвета, предметы по величине,
• чередовать предметы по величине.
Владеть:
• приёмами обследования формы,
• действиями подбора по образцу,
• способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы : познавательная.
Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.
2. Новизна программы : развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий.
3. Актуальность программы : сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
4. Отличительные особенности программы : учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями малой родины.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы :
1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений поощрять объяснение ребенком выбора изобразительного материала для изображения.
6. Цель программы. Развитие и совершенствование сенсорных процессов у детей 2-4 лет.
7. Задачи программы.
Обучающие задачи: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие задачи: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.
Воспитательные задачи: воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитание и развитие художественного вкуса; воспитание усидчивости, целенаправленности.
8. Возраст детей. 2-4 года.
9. Срок реализации программы. 1 год.
10. Форма детского образовательного объединения : кружок.
Режим организации занятий:
- общее кол-во часов в год: 5 часов 15 минут
- кол-во часов и занятий в неделю: 1 занятие
- периодичность занятий: 10 минут
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут :
Знать:
• Дети знают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
• знают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
Уметь:
• умеют использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
• умеют на ощупь различать качество предметов и их называть.
Владеть:
• Дети владеют умениями слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
12. Форма подведения итогов: диагностика личностного роста.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п Наименование
модулей, разделов и тем Количество часов
Всего теория практика
кол-во занятий мин.
1. Диагностика 2 20 мин 6 мин 14 мин
2. «Назови геометрическую фигуру». 1 10 мин 2 мин 8 мин
3. «Пересыпание ложкой». 1 10 мин 3 мин 7 мин
4. «Прыг – скок по дорожке». 1 10 мин 3 мин 7 мин
5. «Сортировка». 1 10 мин 3 мин 7 мин
6. «Найди предмет такой же формы». 1 10 мин 3 мин 7 мин
7. «Угости маленького и большого зайца морковкой». 1 10 мин 3 мин 7 мин
8. «Шумящие коробочки». 1 10 мин 3 мин 7 мин
9. «Огоньки ночью». 1 10 мин 3 мин 7 мин
10. «Волшебный поднос». 1 10 мин 3 мин 7 мин
11. «Шарики» 1 10 мин 2 мин 8 мин
12. «Подбери по форме». 1 10 мин 3 мин 7 мин
13. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) 1 10 мин 2 мин 8 мин
14. «Кто скорее соберет игрушки». 1 10 мин 2 мин 8 мин
15. «Счетные палочки». 1 10 мин 3 мин 7 мин
16. «Золушка». 1 10 мин 3 мин 7 мин
17. «Воздушные шары». 1 10 мин 2 мин 8 мин
18. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. 1 10 мин 2 мин 8 мин
19. Окрашивание воды. 1 10 мин 3 мин 7 мин
20. «Поможем зайке разложить игрушки». 1 10 мин 3 мин 7 мин
21. «Ткани». 1 10 мин 3 мин 7 мин
22. «Строим башню». 1 10 мин 3 мин 7 мин
23. «Что лежит в мешочке?». 1 10 мин 3 мин 7 мин
24. «Подбери петушку перышко» 1 10 мин 3 мин 7 мин
25. «Сделаем куклам бусы». 1 10 мин 2 мин 8 мин
26. «Спрячь мышку». 1 10 мин 3 мин 7 мин
27. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. 1 10 мин 3 мин 7 мин
28. «Башня из кубов». 1 10 мин 3 мин 7 мнн
29. Диагностика 2 20 мин 20 мин
Итого:
31 5 часов 15 мин. 1 час 20 мин 3 часа 55 мин
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Мир сенсорики»
Тема Раздел, тема Содержание Методы обучения Формы
работы Работа с родителями
Тема №1 Диагностика Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. Беседа. Практическое занятие индивидуальная Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Тема №2 «Назови геометрическую фигуру». Учить узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Беседа. Практическое занятие фронтальная «Сенсорное воспитание : средства, формы, методы»
Тема №3 «Пересыпание ложкой». Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. Беседа. Практическое занятие фронтальная Консультация на тему:
«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика».
Тема № 4 «Прыг – скок по дорожке». Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Беседа. Практическое занятие фронтальная изготовить дидактические игру:
«Разноцветная коробочка»
Тема №5 «Сортировка». Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. Беседа. Практическое занятие фронтальная Изготовить дидактическую игру:«Разложи орешки по цветам»
Тема №6 «Найди предмет такой же формы». Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры Беседа. Практическое занятие фронтальная Консультация на тему: «Я учусь действовать с предметами»
Тема № 7 «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Беседа. Практическое занятие фронтальная Оформление альбома группы по теме «Мы играем»
Тема №8 «Шумящие коробочки». Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. Беседа. Практическое занятие фронтальная Родительское собрание «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»
Тема №9 «Огоньки ночью». Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. Беседа. Практическое занятие фронтальная Консультация : «Как научить ребенка самостоятельно играть в д/и.»
Тема №10 «Волшебный поднос». Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Беседа. Практическое занятие фронтальная Папка-раскладушка «Знакомство с сенсорными эталонами».
Тема №11 «Шарики» Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Беседа. Практическое занятие фронтальная Игровой практикум для родителей «Знание геометрических форм».
Тема №13 «Подбери по форме». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Беседа. Практическое занятие фронтальная Изготовление альбома «Изучаем фигуры»
Тема № 14 Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Беседа. Практическое занятие фронтальная Родительское собрание
«Чему научились наши малыши»
Тема №15 «Кто скорее соберет игрушки». Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. Беседа. Практическое занятие фронтальная Семинар-практикум «Мы любим рисовать и лепить»
Тема №16 «Счетные палочки». Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Беседа. Практическое занятие фронтальная Беседа с родителями на тему: «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?»
Тема №17 «Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Беседа. Практическое занятие фронтальная Консультация на тему «Играем дома»
Тема №18 «Воздушные шары». Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Беседа. Практическое занятие фронтальная Консультация на тему «Играем дома»
Тема № 19 Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук. Беседа. Практическое занятие фронтальная Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей средствами природы»
Тема №20 Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). Беседа. Практическое занятие фронтальная Выставка дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом, формой и величиной.
Тема №21 «Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Беседа. Практическое занятие фронтальная Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в бытовой деятельности»
Тема № 22 «Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Беседа. Практическое занятие фронтальная Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей средствами природы»
Тема №23 «Строим башню». Обучение соотнесению по величине четырех предметов. Беседа. Практическое занятие фронтальная Папка-раскладушка «Знакомство с сенсорными эталонами».
Тема № 24 «Что лежит в мешочке?». Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Беседа. Практическое занятие фронтальная Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в бытовой деятельности»
Тема №25 «Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. Беседа. Практическое занятие фронтальная Изготовление фотоальбома «Наши достижения»
Тема №26 «Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Беседа. Практическое занятие фронтальная Консультация на тему «Играем дома»
Тема № 27 «Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о шести цветах. Беседа. Практическое занятие фронтальная Выставка дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом, формой и величиной.
Тема № 28 Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук. Беседа. Практическое занятие фронтальная Родительское собрание
«Чему научились наши малыши»
Тема №29 «Башня из кубов». Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. Беседа. Практическое занятие фронтальная Презентация «Программа дополнительного образования «Мир сенсорики»
Тема №30 Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. Беседа. Практическое занятие индивидуальная Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу: игры, беседы, эксперименты.
2. Приемы и методы организации.
Эмоциональные методы:
поощрение;
порицание;
учебно-познавательная игра;
создание ярких наглядных образных представлений;
создание ситуации успеха;
свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
опора на жизненный опыт;
создание проблемной ситуации;
выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
создание ситуации взаимопомощи;
поиск контактов и сотрудничества;
заинтересованность в результатах;
взаимопроверка;
рецензирование.
3. Дидактический материал: наглядные пособия, раздаточные материалы, эскизы, схемы
4. Техническое оснащение занятий. аудио-, видео- средства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.
2. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.
3. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия /
Н. Ефремова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №12. – С. 20–21.
Список литературы для детей и родителей
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 190 с.
3. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
4. Дружинина, М. Разноцветные стихи / И. Дружинина. – М. : Олма Медиа Групп, 2012. – 128.
5. Дружинина, М. Разные цвета: стихи / М. Дружинина. – М. : Эксмо, 2010. – 18 с.
6. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М. : Просвещение, 2007.
7. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. / И. А. Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.