Папки-передвижки

Дополнительная образовательная программа «Буквовед»

Вероника Павлова
Дополнительная образовательная программа «Буквовед»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей

социально-педагогической направленности

«Буквовед»

Уровень – ознакомительный

Возраст обучающихся – 5-6 лет

Срок реализации – 1 год (32 ч)

Пояснительная записка

Введение

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Буквовед“» размещена в разделах

Программа дополнительных образовательных услуг по формированию звуковой культуры, развитию речи и подготовке к обучению грамоте (чтение) старших дошкольников «Буквовед» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик. Речевое и языковое развитие протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации данной программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья (ТНР). Это обусловлено тем, что в составе групп присутствуют дети с речевыми нарушениями. Их рассматривают как группу педагогического риска, потому что их особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом, особенно в начале школьного обучения. Этим обстоятельством обусловливается необходимость реализации данной программы в группе детей 5-6 года жизни, чтобы своевременно предупреждать и преодолевать речевые нарушения, препятствующие овладению грамотой.

Актуальность программы. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих при этом трудности. В то же время многие дети проявляют живой интерес к умению читать, та же проблема волнует и родителей. Если запрос родителей не находит отклика среди педагогов ДОУ, то самостоятельное неквалифицированное обучение чтению в семье создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Если у 5-6 летнего ребенка есть желание научиться читать, нужно исходить из его инициативы, чтобы не пришлось возбуждать угасшее стремление вновь.

Однако следует отметить, что важнее все же не учить ребенка читать, а развивать способность различать звуки речи, умение логически и грамматически правильно строить высказывание и т. д.

Особенности программы. Особый порядок ознакомления с буквами обусловлен тем, чтобы начать вести обучение грамоте на правильно произносимых звуках, что необходимо для звукового анализа и правильного соотнесения звуков с соответствующими буквами. Это предупреждает дисграфию, способствует пониманию детьми прочитанных ими слов и фраз. В программе учтена необходимость специальной работы по дифференцированию смешиваемых на слух звуков и в написании букв.

Цель программы. Познакомить детей с буквами, как знаками записи известных им звуков, развивать и совершенствовать речевую деятельность как условие расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребёнка, обучать детей чтению в игровой форме и вызвать интерес к художественной книге и дальнейшему совершенствованию навыка осмысленного чтения.

Задачи программы :

развитие слухового внимания, памяти, обогащение словарного запаса детей за счет расширения и уточнения представлений об окружающем мире в ходе чтения художественных произведений, просмотра обучающих мультфильмов, рассматривания иллюстраций, игр и т. д. ;

развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);

развитие первоначальных навыков фонематического анализа (умение правильно определять последовательность и давать характеристику звука);

развитие умения соотносить звук и букву (знакомство с печатными буквами, составлять слова из букв и слогов, читать;

обучение детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению без утомления и перенапряжения.

Формы и режим занятий. Срок реализации программы. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с с октября по май включительно) (32 занятия в каждой подгруппе параллели, что составляет 4 занятия в месяц по 25 минут у каждой подгруппы (по 10-12 детей). Занятия проходят один раз в неделю у каждой группы (по подгруппам). В параллели занимаются три старшие группы. Формой проведения занятия является совместная познавательно-игровая деятельность взрослого и детей.

Адресат программы. Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, в т. ч. имеющие ограниченные возможности здоровья (ТНР).

Критерии оценивания знаний, умений, навыков. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Формы контроля

1 Мир звуков. Звуки в речи В игре «Хлопай, не зевай»

2 Как Аня и Оля подарки делили (Буквы А, О) Нахождение среди других букв, выкладывание буквы из фасоли, определение позиции звука в слове (в начале, в середине, в конце)

3 С кем поведешься. (Буквы И, ы)

4 Сказка про Утенка (Буква У)

5 Невидимые кузнецы (Ударение) Произнесение утрированное (дольше и громче) указанного звука

6 Буквы дружат (Слог) Чтение слогов

7 Сказка про Нину и Нонну (Буква Н) В игре «Синий-зеленый»

8 Ходит Сон у окон. (Буква С. Звуковой анализ слов СОН, НОС) Звуковой анализ, характеристика звука

9 Ходит кот по лавочке. (Буквы К, Т. Звуковой анализ слов КОТ, ТОК)

10 Сказка о Луне (Буква Л) Игра «Кто внимательный»

11 (По Е. Чарушину). Как мальчик Женя научился говорить букву Р (Буква Р)

12 Про девочку Веру и обезьянку Анфису (Буква В) Нахождение среди других букв, выкладывание буквы из фасоли, определение позиции звука в слове (в начале, в середине, в конце)

13 Ехал Ваня на коне. (Буква Е. Слово, предложение, текст) Игра «Доскажи словечко»

14 Сказка про папу и маму, когда они были маленькими (Буквы П, М) Нахождение среди других букв, выкладывание буквы из фасоли, определение позиции звука в слове (в начале, в середине, в конце)

15 Сказка про Зайку-зазнайку (Буква З)

16 Белые бараны били в барабаны. (Буква Б. Различение парных звуков по признаку твердости-мягкости) Игра «Синий-зеленый»

17 Дима и Даня друзья (Буква Д)

18 (По Л. Пантелееву) Буква Ты (Буква Я) Выкладывание слогов, слов из букв

19 Куда пропали гуси? (Буква Г) Называние слов с новым звуком

20 Чёрной ночью чёрный кот. (Буква Ч)

21 Чему учат знаки (Буквы ь, ъ) Игра «Наоборот»

22 Сказка про Жужжалочку и Шипелочку (Буквы Ж, Ш. Различение парных звуков по признаку звонкости-глухости) Игра «Колокольчик»

23 «О-ё-ё-ё-й!» (Буквы Ё, й) Слоговой анализ слов

24 «Хи-хи-хи да Ха-ха-ха» (Буква Х) Называние слов с новым звуком в разной позиции в слове (в начале и конце слова)

25 (По Г. Юдину) Сказка про верблюжонка Бюль-Бюль (Буква Ю) В игре «Измени слово»

26 Сказка про цыплёнка Цыпа (Буква Ц) Называние слов с новым звуком, чтение чистоговорок

27 Сказка о старом Эхо (мультфильм) (Буква Э) Игра «Эхо»

28 Сказка про Щенка и Ящерицу (Буква Щ) Называние слов с новым звуком, чтение чистоговорок

29 В гостях у Филина (Буква Ф) Чтение слоговых таблиц, слов, предложений

30 Буквовед против Буквоеда Конкурсы, викторины, игры на закрепление изученного

31 Неразлучные друзья от А до Я (Русская азбука, алфавит) Пение мнемо-песни, чтение буквосочетаний, слов, предложений, составление деформированного предложения

32 Итоговое открытое мероприятие: праздник «А, Б, В и их друзья в гостях у Буквоведа»

Содержание. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. При обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение вывесок, заголовков и т. п.). Занятие должно приносить ребенку удовольствие.

Проводится целенаправленная работа по обогащению словаря, активизации диалогической и монологической форм речи, совершенствованию звуковой культуры речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, совершенствуется произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, рассказы по картинке и серии сюжетных картин, сказки по данному началу, добавляя по ходу сюжета свои описания и т. п., грамотно формулировать ответы на вопросы и т. д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи.

Развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности способствуют специально подобранные творческие игры, упражнения и задания.

Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками.

Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ подразумевает умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.

Звуковым анализом слова ребенок может овладевать с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове. Когда дети в игровом звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача - запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, выкладывать из зерен фасоли и т. п.

Обучение проводится по звуковому аналитико-синтетическому методу. Дети овладевают позиционным принципом чтения, который заключается в том, чтобы учитывать позицию буквы по отношению к соседним буквам при чтении. Усвоение послогового плавного чтения на основе овладения чтением прямого слога - наиболее важный этап в первоначальном обучении.

Работа по формированию осмысленного чтения коротких предложений начинается с упражнений в чтении подписей сюжетных картинок с добавлением пропущенного слова (Мама ___ муку., к пониманию которых дети подготовлены предшествующей работой по развитию речи.

Складывание слов из слогов, букв, добавление к слогу недостающей буквы или слога, чтобы получилось слово, преобразование слов путем замены определенной буквы, составление предложений из слов, данных в беспорядке, эти и другие задания будут способствовать дальнейшему успешному обучению.

Таким образом, занятия чтением не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка-дошкольника.

Предполагаемый результат.

Обучающиеся должны стремиться к следующим целевым ориентирам:

Уметь:

чисто произносить звуки изолированно, в слогах, словах и самостоятельной речи; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове;

владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

грамматически правильно согласовывать слова в предложении;

составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т. п. ;

рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;

ориентироваться на странице книги;

составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта.

Формы и вид контроля. Мониторинг освоения детьми содержания дополнительной программы с помощью игровых заданий.

Учебно-методические условия. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Материально-технические условия.

Магнитная доска.

Магнитная азбука (используется для составления слогов, слов, слоговых таблиц).

Таблица «Азбука» или «Алфавит».

Мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Учебно-информационное обеспечение.

Нормативно-правовые акты и документы: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепцию развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14, Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации», Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30). 

Литература

1. Крылова К. Л., Писарева И. Б., Ипатова Н. Л. Букварь : Учебное пособие для подготовительного отделения. М. : Просвещение, 2012.

2. Жукова Н. С. Домашний букварь. М. : УНПЦ, 2017.

3. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. В 2 ч. М. : Просвещение, 1993.

4. Шалаева Г. П. Занимательная грамматика. М. : Эксмо, 2006.

5. Шалаева Г. П. Букваренок. М. : Эксмо, 2007.

6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений. СПб. : Литера, 2007.

7. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб. : Питер Пресс, 1997.

8. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных рассказов. М. : Владос, 2005.

9. Мультипликационная «Азбука». Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм и книг для детей «Уроки тётушки Совы». ТО «МАСКИ», 2006.

10. Учимся читать. Онлайн-игры по чтению на платформе Яндекс-игры.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст» (нормативный срок освоения 3 года) У Бушуева конька – Золотые крылышки. Он летит под облака – Разметалась гривушка. Ты лети конёк, сияй,.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Занимательная логика» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 8 месяцев (1учебный год) Автор-составитель программы: Гайдарова Лилия Агамирзоевна Сергеева.

Дополнительная образовательная программа «Чудеса аппликации» для воспитанников СРЦН с 7 до 18 лет Дополнительная образовательная программа "Чудеса аппликации" для воспитанников СРЦН с 7 до 18 лет. Срок реализации один год, направленность.

Дополнительная образовательная программа «Чудеса растительного мира» Тема: Изготовление поделок из природного материала с элементами флористики. Направление: Художественно-эстетическое. Режим работы студии.

Дополнительная образовательная программа «Я — магнитогорец» для детей 5–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112 присмотра и оздоровления» города Магнитогорска Принята на педагогическом.

Дополнительная образовательная программа «Легоконструирование и робототехника в ДОУ» для детей дошкольного возраста ]Цель программы: формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных.

Дополнительная образовательная программа по акробатике Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность. В системе физического воспитания детей акробатика занимает особое место и является.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического.

Дополнительная образовательная программа танцевального кружка Дополнительная Образовательная программа Танцевального кружка «Незабудки» Составитель: Стахно Светлана Владимировна Музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Буквовед»
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 11:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа «Буквовед»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Павлова (УИ 462903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД