Вероника Павлова
Дополнительная образовательная программа «Буквовед»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
социально-педагогической направленности
«Буквовед»
Уровень – ознакомительный
Возраст обучающихся – 5-6 лет
Срок реализации – 1 год (32 ч)
Пояснительная записка
Введение
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Буквовед“» размещена в разделах
Программа дополнительных образовательных услуг по формированию звуковой культуры, развитию речи и подготовке к обучению грамоте (чтение) старших дошкольников «Буквовед» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик. Речевое и языковое развитие протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации данной программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья (ТНР). Это обусловлено тем, что в составе групп присутствуют дети с речевыми нарушениями. Их рассматривают как группу педагогического риска, потому что их особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом, особенно в начале школьного обучения. Этим обстоятельством обусловливается необходимость реализации данной программы в группе детей 5-6 года жизни, чтобы своевременно предупреждать и преодолевать речевые нарушения, препятствующие овладению грамотой.
Актуальность программы. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих при этом трудности. В то же время многие дети проявляют живой интерес к умению читать, та же проблема волнует и родителей. Если запрос родителей не находит отклика среди педагогов ДОУ, то самостоятельное неквалифицированное обучение чтению в семье создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Если у 5-6 летнего ребенка есть желание научиться читать, нужно исходить из его инициативы, чтобы не пришлось возбуждать угасшее стремление вновь.
Однако следует отметить, что важнее все же не учить ребенка читать, а развивать способность различать звуки речи, умение логически и грамматически правильно строить высказывание и т. д.
Особенности программы. Особый порядок ознакомления с буквами обусловлен тем, чтобы начать вести обучение грамоте на правильно произносимых звуках, что необходимо для звукового анализа и правильного соотнесения звуков с соответствующими буквами. Это предупреждает дисграфию, способствует пониманию детьми прочитанных ими слов и фраз. В программе учтена необходимость специальной работы по дифференцированию смешиваемых на слух звуков и в написании букв.
Цель программы. Познакомить детей с буквами, как знаками записи известных им звуков, развивать и совершенствовать речевую деятельность как условие расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребёнка, обучать детей чтению в игровой форме и вызвать интерес к художественной книге и дальнейшему совершенствованию навыка осмысленного чтения.
Задачи программы :
развитие слухового внимания, памяти, обогащение словарного запаса детей за счет расширения и уточнения представлений об окружающем мире в ходе чтения художественных произведений, просмотра обучающих мультфильмов, рассматривания иллюстраций, игр и т. д. ;
развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
развитие первоначальных навыков фонематического анализа (умение правильно определять последовательность и давать характеристику звука);
развитие умения соотносить звук и букву (знакомство с печатными буквами, составлять слова из букв и слогов, читать;
обучение детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению без утомления и перенапряжения.
Формы и режим занятий. Срок реализации программы. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с с октября по май включительно) (32 занятия в каждой подгруппе параллели, что составляет 4 занятия в месяц по 25 минут у каждой подгруппы (по 10-12 детей). Занятия проходят один раз в неделю у каждой группы (по подгруппам). В параллели занимаются три старшие группы. Формой проведения занятия является совместная познавательно-игровая деятельность взрослого и детей.
Адресат программы. Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, в т. ч. имеющие ограниченные возможности здоровья (ТНР).
Критерии оценивания знаний, умений, навыков. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема Формы контроля
1 Мир звуков. Звуки в речи В игре «Хлопай, не зевай»
2 Как Аня и Оля подарки делили (Буквы А, О) Нахождение среди других букв, выкладывание буквы из фасоли, определение позиции звука в слове (в начале, в середине, в конце)
3 С кем поведешься. (Буквы И, ы)
4 Сказка про Утенка (Буква У)
5 Невидимые кузнецы (Ударение) Произнесение утрированное (дольше и громче) указанного звука
6 Буквы дружат (Слог) Чтение слогов
7 Сказка про Нину и Нонну (Буква Н) В игре «Синий-зеленый»
8 Ходит Сон у окон. (Буква С. Звуковой анализ слов СОН, НОС) Звуковой анализ, характеристика звука
9 Ходит кот по лавочке. (Буквы К, Т. Звуковой анализ слов КОТ, ТОК)
10 Сказка о Луне (Буква Л) Игра «Кто внимательный»
11 (По Е. Чарушину). Как мальчик Женя научился говорить букву Р (Буква Р)
12 Про девочку Веру и обезьянку Анфису (Буква В) Нахождение среди других букв, выкладывание буквы из фасоли, определение позиции звука в слове (в начале, в середине, в конце)
13 Ехал Ваня на коне. (Буква Е. Слово, предложение, текст) Игра «Доскажи словечко»
14 Сказка про папу и маму, когда они были маленькими (Буквы П, М) Нахождение среди других букв, выкладывание буквы из фасоли, определение позиции звука в слове (в начале, в середине, в конце)
15 Сказка про Зайку-зазнайку (Буква З)
16 Белые бараны били в барабаны. (Буква Б. Различение парных звуков по признаку твердости-мягкости) Игра «Синий-зеленый»
17 Дима и Даня друзья (Буква Д)
18 (По Л. Пантелееву) Буква Ты (Буква Я) Выкладывание слогов, слов из букв
19 Куда пропали гуси? (Буква Г) Называние слов с новым звуком
20 Чёрной ночью чёрный кот. (Буква Ч)
21 Чему учат знаки (Буквы ь, ъ) Игра «Наоборот»
22 Сказка про Жужжалочку и Шипелочку (Буквы Ж, Ш. Различение парных звуков по признаку звонкости-глухости) Игра «Колокольчик»
23 «О-ё-ё-ё-й!» (Буквы Ё, й) Слоговой анализ слов
24 «Хи-хи-хи да Ха-ха-ха» (Буква Х) Называние слов с новым звуком в разной позиции в слове (в начале и конце слова)
25 (По Г. Юдину) Сказка про верблюжонка Бюль-Бюль (Буква Ю) В игре «Измени слово»
26 Сказка про цыплёнка Цыпа (Буква Ц) Называние слов с новым звуком, чтение чистоговорок
27 Сказка о старом Эхо (мультфильм) (Буква Э) Игра «Эхо»
28 Сказка про Щенка и Ящерицу (Буква Щ) Называние слов с новым звуком, чтение чистоговорок
29 В гостях у Филина (Буква Ф) Чтение слоговых таблиц, слов, предложений
30 Буквовед против Буквоеда Конкурсы, викторины, игры на закрепление изученного
31 Неразлучные друзья от А до Я (Русская азбука, алфавит) Пение мнемо-песни, чтение буквосочетаний, слов, предложений, составление деформированного предложения
32 Итоговое открытое мероприятие: праздник «А, Б, В и их друзья в гостях у Буквоведа»
Содержание. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. При обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение вывесок, заголовков и т. п.). Занятие должно приносить ребенку удовольствие.
Проводится целенаправленная работа по обогащению словаря, активизации диалогической и монологической форм речи, совершенствованию звуковой культуры речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, совершенствуется произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, рассказы по картинке и серии сюжетных картин, сказки по данному началу, добавляя по ходу сюжета свои описания и т. п., грамотно формулировать ответы на вопросы и т. д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи.
Развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности способствуют специально подобранные творческие игры, упражнения и задания.
Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками.
Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ подразумевает умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.
Звуковым анализом слова ребенок может овладевать с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове. Когда дети в игровом звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача - запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, выкладывать из зерен фасоли и т. п.
Обучение проводится по звуковому аналитико-синтетическому методу. Дети овладевают позиционным принципом чтения, который заключается в том, чтобы учитывать позицию буквы по отношению к соседним буквам при чтении. Усвоение послогового плавного чтения на основе овладения чтением прямого слога - наиболее важный этап в первоначальном обучении.
Работа по формированию осмысленного чтения коротких предложений начинается с упражнений в чтении подписей сюжетных картинок с добавлением пропущенного слова (Мама ___ муку., к пониманию которых дети подготовлены предшествующей работой по развитию речи.
Складывание слов из слогов, букв, добавление к слогу недостающей буквы или слога, чтобы получилось слово, преобразование слов путем замены определенной буквы, составление предложений из слов, данных в беспорядке, эти и другие задания будут способствовать дальнейшему успешному обучению.
Таким образом, занятия чтением не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка-дошкольника.
Предполагаемый результат.
Обучающиеся должны стремиться к следующим целевым ориентирам:
Уметь:
чисто произносить звуки изолированно, в слогах, словах и самостоятельной речи; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове;
владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
грамматически правильно согласовывать слова в предложении;
составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т. п. ;
рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;
ориентироваться на странице книги;
составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта.
Формы и вид контроля. Мониторинг освоения детьми содержания дополнительной программы с помощью игровых заданий.
Учебно-методические условия. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Материально-технические условия.
Магнитная доска.
Магнитная азбука (используется для составления слогов, слов, слоговых таблиц).
Таблица «Азбука» или «Алфавит».
Мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Учебно-информационное обеспечение.
Нормативно-правовые акты и документы: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепцию развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14, Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации», Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30).
Литература
1. Крылова К. Л., Писарева И. Б., Ипатова Н. Л. Букварь : Учебное пособие для подготовительного отделения. М. : Просвещение, 2012.
2. Жукова Н. С. Домашний букварь. М. : УНПЦ, 2017.
3. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. В 2 ч. М. : Просвещение, 1993.
4. Шалаева Г. П. Занимательная грамматика. М. : Эксмо, 2006.
5. Шалаева Г. П. Букваренок. М. : Эксмо, 2007.
6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений. СПб. : Литера, 2007.
7. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб. : Питер Пресс, 1997.
8. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных рассказов. М. : Владос, 2005.
9. Мультипликационная «Азбука». Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм и книг для детей «Уроки тётушки Совы». ТО «МАСКИ», 2006.
10. Учимся читать. Онлайн-игры по чтению на платформе Яндекс-игры.