МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЗПР «Угадай смысл слова»

Олеся Ананьева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЗПР «Угадай смысл слова»

«Угадай смысл слова»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Цель: Развитие фонематического слуха, развитие зрительного восприятия. Работа с ядерным словом. Падежные конструкции.

Задачи:

1. Образовательная. Формирование и расширение смысловой стороны слова «рыба» и развитие валентности слов.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЗПР „Угадай смысл слова“» размещена в разделах

2. Коррекционные. Развитие зрительного восприятия детей на основе упражнений на различение, соотнесение и узнавание. Развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие слуховой памяти.

3. Воспитательная. Воспитание у детей умения выслушивать до конца товарища, не перебивая его.

Конспект занятия по формированию смысловой стороны слова

у детей старшего дошкольного возраста

Смысловая сторона слова «Рыба».

Организационный момент.

Детям предлагается звуковая модель двусложного слова (согл. тв., глас., согл. тв., глас.).

Воспитатель: Ребята, какие слова подходят к этой схеме?

(дети подбирают и называют слова, например: рука, нога, мама, вата и др.)

- Работа с ядерным словом. Словоизменение. Падежные конструкции, развитие зрительного восприятия.

Воспитатель: Я загадала слово. Какое – вы узнаете, выполнив задание и ответив на мои вопросы.

(Задание детям могут предлагаться индивидуальные)

Воспитатель (показывает детям картинку с изображением недорисованной рыбы). Кто нарисован на картинке?

Дети: На картинке нарисована рыба.

Воспитатель (демонтирует детям картинку с изображением двух аквариумов, в одном из них плавает рыбка, другой пустой)

Кого нет во втором аквариуме?

Дети: Во втором аквариуме нет рыбы.

Воспитатель: (показывает детям картинку изображением рыб, две из них одинаковые). Кому мы нашли пару?

Дети: Мы нашли пару рыбе.

Воспитатель: (замутненное изображение рыбы). Кого мы увидели сквозь волны?

Дети: Мы увидели сквозь волны рыбу.

Воспитатель (предлагает детям рассмотреть картинку через кальку). Кем вы любуетесь?

Дети: Мы любуемся рыбой.

Воспитатель (предлагает узнать предмет по нарисованному на бумаге контору из точек). О ком мы сегодня будем говорить?

Дети: Мы будем говорить о рыбе.

Воспитатель: Кого или что можно назвать рыбой?

Дети: Есть рыбы, которые плавают в воде. Есть созвездие «Рыбы». Рыбой можно назвать человека. Существует позиция в домино с таким названием.

- Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте что картон – аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком [Р] вы услышите.

(Логопед называет ряд слов, например: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. Услышав слово со звуком [Р], дети кладут на картон рыбку).

Воспитатель: Сколько рыбок у вас в аквариуме?

Дети: Три.

Воспитатель: Почему только три?

Дети: Потому что мы услышали только три слова со звуком [Р].

Образование родственных слов.

Воспитатель: А как назовем маленькую рыбу?

Дети: Рыбка.

Воспитатель: Назовите рыбу ласково.

(Дети дают ответ, если они затрудняются, можно попросить назвать рыбу ласково по аналогии: киса – кисонька, лиса – лисонька, рыба-).

Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?

У воды росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине – глубина,

Там гуляла …

Дети: Рыбина.

Воспитатель: Как называется суп из рыбы?

Дети: Рыбный.

Воспитатель: А жир рыбы, какой?

Дети: Рыбий.

(Далее можно использовать картинки- подсказки).

Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?

Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.

Воспитатель: Куда ранним утром пошел рыбачек?

Дети: На рыбалку.

Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?

Дети: Рыболовный.

Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?

Дети: Рыбацкий.

Воспитатель: Что делает на рыбалке рыболов?

Дети: Рыбачит.

Воспитатель: Мы придумали много слов – родственников. А без какого короткого слова не было бы всех этих слов?

Дети: Всех этих слов не было бы без слова «Рыба».

Называние слов, обозначающих действие предмета.

Воспитатель: Что рыбы делают в воде?

Ответы детей: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.

Воспитатель: Какие слова мы придумали сейчас?

Дети: Мы придумывали слова – действия предметов.

Воспитатель: Повторите слова – действия предметов со звуком [Р] и [Р] в названии.

(Дети называют слова)

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

(Дети «рисуют» глазами волну на стене, сначала в одну сторону, затем в другую).

То сожмутся, разожмутся,

(Частое моргание глазами)

То зароются в песке.

(Дети ищут глазами огонек от лазурного фонарика)

Динамическая пауза.

Игра «Море волнуется раз» .

(Играя в игру первый раз, дети изображают волны по одному, при повторном проигрывании море начинает штормить, поднимаются большие волны – дети встают в пары и все вместе изображают большую волну (упражнение на парное взаимодействие).

Воспитатель: А теперь поиграем в другую игру. Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот. Руки вниз!

(дети поднимают руки вверх).

Воспитатель: Поднять вверх правую руку, левую!

(дети опускают сначала правую руку, а затем левую).

Воспитатель: Похлопали в ладоши!

(дети топают ногами)

Воспитатель: Потопали ногами!

(дети хлопают в ладоши)

Воспитатель: Вытянулись вверх!

(дети присели на корточки)

Воспитатель: Руки назад!

(дети вытягивают руки вперед)

Воспитатель: Поднять правую руку, левую!

(дети, опуская сначала правую руку, затем левую)

Воспитатель: Отойдете от своих стульчиков!

(дети подходят к своим местам)

Воспитатель: Встали!

(дети садятся)

Называние слов – признаков предмета. Слова «наоборот»

Воспитатель: Мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки [Р] и [Р’]. Итак, начали: рыба уродливая, страшная.

Дети: Красивая.

Воспитатель: Крошечная.

Дети: Огромная, громадная.

Воспитатель: Медлительная.

Дети: Быстрая, стремительная.

Воспитатель: Тихая спокойная.

Дети: Игривая, резвая, шустрая.

Воспитатель: блеклая, невзрачная.

Дети: Яркая.

Воспитатель: Одноцветная.

Дети: Разноцветная.

Воспитатель: Задиристая, боевая.

Дети: Осторожная.

Воспитатель: Какие мы называли слова?

Дети: Мы называли слова – признаки предмета.

Согласование прилагательного с именем существительным.

Работа над фразой.

Воспитатель: Рыбы, которые живут в аквариуме, называются…

Дети: Аквариумные.

Воспитатель: В реке живут, какие рыбы?

Дети: Речные.

Воспитатель: А в озере?

Дети: Озерные.

Воспитатель: А в море?

Дети: Морские.

Воспитатель: А в океане?

Дети: Океанические.

Работа над многозначностью слова.

Воспитатель: Все рыбы очень разные, но у всех них есть одинаковые части тела. Что есть у всех рыб?

Дети: У всех рыб есть тело, голова, жабры, плавники, чешуя, хвост.

Воспитатель: А зачем рыбам нужны жабры, плавники, хвост?

(дети последовательно отвечают на вопрос).

Воспитатель: Но хвост есть не только у рыб.

(детям раздаются картинки, по мере называния на них понятия, ребята по очереди изображают движениями свой рисунок и подходят к таблице со словом «хвост», так дети выясняют, что хвост есть не только у рыб, но и у лисы, у самолета, у девочки, у птички, у кометы).

Словесные логические задачи.

Воспитатель: Мы сегодня хорошо потрудились на занятии. Но ведь, как известно, «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Как вы понимаете эти слова?

(дети рассуждают, о чем эта пословица).

Воспитатель: Какие еще поговорки и пословицы вы знаете?

(дети приводят примеры знакомых выражений).

Воспитатель знакомит их с новыми, например: «Биться как рыба об лед»;

«Ни рыба, ни мясо»; «Как рыба в воде»; «Рыбак рыбака видит из далека»;

«Нем как рыба».

Развитие связной речи.

Воспитатель: Интересно, а что было бы, если бы рыбы вдруг заговорили?

(дети составляют рассказы о том, что произошло бы, если бы рыбы заговорили и что они рассказали бы нам).

Анализ занятия : Ребята, мне очень понравилось сегодняшнее занятие. А вам? А что больше всего вам запомнилось? Мы сегодня образовывали родственные слова, название слов, обозначающих действия предмета.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова» Цель: формировать потребность у детей о необходимости говорить вежливые слова. Активизировать использование в речи вежливых слов. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Звуки и слова» в старшей группе Цель: учить выделять звуки в слове. Задачи: 1. Познакомить детей с протяжённостью и линейностью слов; 2. Познакомить с понятием «звук», согласный.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Лето наступило» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лето наступило!» Подготовила воспитатель Самарина Е. И. Программное содержание: Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год» Тема: «Новый год» в старшей группе. Задачи: продолжать знакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать картинку, фантазировать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЗПР «Угадай смысл слова»
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 09:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЗПР «Угадай смысл слова»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Ананьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД