Анжела Лысенко
Консультация для родителей «У ребёнка в медицинской карте диагноз ЗРР (задержка речевого развития). Что это такое?»
Каждый родитель с нетерпением ждёт момента, когда малыш скажет первое слово. Бывает и так, что родители с тревогой замечают, что речь у ребёнка не развивается. Малыш молчит, а его сверстники говорят уже фразами.
Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. Существует ряд определённых признаков, по которым можно точно определить, нужно ли беспокоиться или это страхи родителей.
Публикация «Консультация для родителей „У ребёнка в медицинской карте диагноз ЗРР (задержка речевого развития), Что это такое?“» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Овладение речью - индивидуальный процесс, который зависит от множества разных факторов. Здесь играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша. Если развитие коммуникационных навыков не произойдет в срок (как правило, до трех лет, это может быть сигналом, что возможно наступают необратимые изменения. В этом случае требуется квалифицированная помощь врачей.
Зарубежные исследователи делят нарушения речи на первичные и вторичные. Первичные речевые нарушения возникают сами по себе и не связаны с другими состояниями. Вторичные возникают при ДЦП, расстройствах аутистического спектра, умственной отсталости, нарушениях слуха и т. д.
Дети с задержкой речевого развития - это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в возрастные нормативы.
Чтобы родители могли четко понимать, когда консультацию логопеда ни в коем случае нельзя откладывать. При появлении этих признаков родителям стоит, не откладывая обратиться к специалистам.
Возраст // Понимание речи // Собственная речь
1 год // Нет лепета // Ребёнок не показывает на предмет, не общается жестами.
1 год и 3 месяца // Ребёнок не смотрит на игрушки, не показывает по названию предметы и людей. По норме к этому времени ребенок должен уметь различать 5-10 предметов. Например, любимые игрушки // В речи менее трех слов.
1 год и 6 месяцев // Ребенок не может выполнить такие одноступенчатые инструкции как «подними ручку», «улыбнись». // Ребенок не использует обращения «мама», «папа» и/или другие имена.
2 года // Не соотносит слова и названия частей тела. // В речи менее 25 слов.
2,5 года // Ребенок не отвечает на вопросы (словесно или кивком/покачиванием головы) // Не использует собственные двухсловные предложения, включая сочетания «существительное + глагол».
3 года // Не понимает предлоги или слова, обозначающие действия. // Не может выполнить двухступенчатую инструкцию («возьми мячик, а теперь дашь его мне?») // В речи менее 200 слов. При этом ребенок не просит предметы, называя их (только указывая пальцем). Повторяет предложения в ответ на вопрос (эхолалия).
В любом возрасте:
Наблюдается регресс в развитии речи или потеря ранее приобретённых речевых навыков.
Причины задержки речевого развития у ребенка
Воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, инфекция, метаболические нарушения, в результате которого пострадали нейроны головного мозга.
Наследственные факторы.
Расстройства аутистического спектра (частота встречаемости этой патологии значительно выросла в последнее десятилетие); различные генетические синдромы.
Врожденные аномалии строения головного мозга.
Выраженный гидроцефальный синдром.
Педагогическая запущенность.
Нарушения слуха (нейросенсорная тугоухость).
В ряде случаев причиной задержки речевого, а зачастую и психического развития, могут быть эпилептиформные разряды в коре головного мозга, которые препятствуют нормальному развитию ребенка. При этом эпилептические приступы могут отсутствовать или проявиться гораздо позже.