Татьяна Савина
Урок-дискуссия в 10 классе «Ты и семья: проблема семейных взаимоотношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углубить знания по основам психологии семьи.
Задачи. Создать условия для:
-формирования знаний в области психологии семейных отношений;
-осознания и обсуждения ролевой структуры семьи (ролевого взаимодействия).
Эпиграф:
«К родителям относись так, как ты желал бы,
чтобы твои собственные дети относились к тебе» (Сократ)
Введение
Психолог: -Кто не слышал поговорки «Мой дом – моя крепость»? Используя этот образ средневекового дома, покажите значение данной поговорки в нынешнее время.
Публикация «Урок-дискуссия в 10 классе „Ты и семья: проблема семейных взаимоотношений“» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Выслушиваются ответы учащихся.
Психолог: -Почему подавляющее большинство людей стремятся создать семью? Потому что в природе человека заложено естественное стремление к счастью. Что может принести истинное счастье? Отметьте, воспользовавшись только одним ключевым словом из предложенного перечня:
богатство собственное здоровье
любимая работа дети
здоровье родителей дом (жилье)
любовь удачливость
Психолог: -Предлагаю вам высказать собственное мнение по поводу того, что может принести истинное счастье?
Монологи учащихся (на каждый монолог – 1 минута).
Психолог: -Спасибо всем!
Основная часть
Психолог: -Итак, дом превращается в крепость, когда в него хочется возвращаться, потому что тебя там ждут, потому что в твоей семье хороший психологический климат. Этот климат в значительной мере зависит от психологической совместимости людей, которую мы понимаем, как способность членов малой группы (в том числе семьи) согласовывать свои действия и добиваться благоприятного психологического самочувствия во взаимоотношениях в совместной деятельности. Предлагаю вам в течение 1 минуты дописать предложения о том, что в вас, как в личности, является самым ценным.
Техника «Закончи предложение…»
1. Думаю, что самым ценным во мне является…
2. Хочу, чтобы семья знала, что я…
По желанию учащиеся озвучивают свои предложения.
Микродискуссия
Психолог: -На кого ты больше похож? На мать, на отца? Или на самого себя?
-Считаешь ли ты, что большей частью унаследовал свои личные качества от родителей или на тебя повлияли другие факторы - жизненные обстоятельства, друзья, педагоги?
Класс условно делится на микрогруппы по 5 – 6 человек, где идет обсуждение предложенных вопросов (5 минут). Затем каждая микрогруппа представляет свое мнение всему классу.
Психолог: - Спасибо группам за проделанную работу. А теперь каждому присутствующему предлагаю лист бумаги, в центре которого изображен круг, а внутри вписано ваше «Я». Расположите вокруг вашего «Я» людей, которые оказывают влияние на ваше взросление. Чем влияние сильнее, тем линия короче и толще, чем влияние меньше - тем длиннее и тоньше.
Техника «Круг влияния»
Напишите: -имена этих людей;
-их роль по отношению к вам (мать, друг);
-прилагательное или короткую фразу, описывающую то, как вы переживаете это влияние.
(3 минуты -на подготовку; учащиеся называют имена людей и их влияние на говорящих, по желанию).
Психолог: -Итак, наилучший психологический климат поддерживается в тех семьях, где хорошо исполняются роли отца, матери, бабушки, дедушки и т. д.
Слава тем детям, которые не грубят родителям!
Слава тем родителям, которые не провоцируют своих детей на грубость!
К сожалению, именно грубость часто становится источником конфликтов в семье. В связи с этим предлагаю вашему вниманию так называемые «Семейные мифы», суть которых - распространенное мнение о том, как общаться родителям и подросткам. Предлагаю всем условно разделиться на две группы: кто сидит справа от меня – будете формулировать аргументы «за», кто слева – аргументы «против». На обсуждение «мифов» и выработку аргументов у вас 3 минуты, на презентацию своих аргументов – 1 минута.
Упражнение «Семейные мифы и молодежь»
Миф 1. «С подростками родителям необходимо вести себя жестко».
Миф 2.» Резкие изменения в поведении подростка, главным образом, объясняются половым созреванием».
Миф 3. «Конфликты в семье между подростками и родителями, подростками и педагогами неизбежны для данного возраста».
Микродискуссия (после выработки аргументов) о том, какие подростки и как с ними общаться взрослым.
Заключение
Психолог: - Так, что же делать, чтобы семейные конфликты не стали причиной отчуждения личности? Предлагайте!
Учащиеся высказывают свои мнения, по результатам которых формулируются «Советы подросткам» :
1. Постарайся понять основные причины конфликтов. Это могут быть лень, грубость, лживость.
2. Постарайся понять причины чрезмерной требовательности родителей.
3. Раз и навсегда прости своим родителям их недостатки (это только ты их считаешь недостатками, а фактически действия родителей продиктованы заботой о тебе.
4. Старайся обуздать в себе иногда выплескивающиеся эмоции, остановись, подумай и постарайся «ошарашить» родителей словами «…хорошо, папочка», «…я все сделаю, мамочка» и т. д.
5. Побольше юмора! Собери волю в кулак и шути, но без зла! Шути с любовью: пожалей психологическое здоровье своих родителей!
Психолог: -Спасибо всем за участие в дискуссии. Надеюсь, что каждый сделал для себя много полезных открытий и выводов.