Татьяна Савина
Урок изучения нового материала по МХК в 10 классе «Постимпрессионизм»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок изучения нового материала в 10 классе
Савина Татьяна Краснославовна,
учитель МХК МБОУ СОШ №40 г. Шахты
Цель урока : формирование мировоззрения учащихся.
Задачи:
-знакомство с творчеством художников-постимпрессионистов;
-воспитание умения давать ценностную оценку мира;
-формирование творческого художественно-образного мышления.
Форма урока : художественный салон.
Новые понятия:
Публикация «Урок изучения нового материала по МХК в 10 классе „Постимпрессионизм“» размещена в разделах
- МХК
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Постимпрессионизм – художественное течение, зародившееся в начале 80хгодов 19века и длящееся до возникновения кубизма.
Экспрессивность – выразительность.
Адепт – посвященный.
«Фу – ру» (phou – rhou фр.) – «рыжий дурак».
Иллюстративные ряды.
-Литературный:
Н. А. Дмитриева «Винсент Ван Гог» Москва 1975.
Ирвинг Стоун «Жажда жизни» Москва «Просвещение», 1988.
-Визуальный:
фоторепродукции картин постимпрессионистов : Поль Сезанн «Игроки в карты», «Натюрморт»; Поль Гоген «Королева красоты»; Винсент Ван Гог «Едоки картофеля», «Углекопы», «Папаша Танги», «Красные виноградники», «Хижины», «Дорога с кипарисами и звездой», «Подсолнухи», «Пейзаж в Овере после дождя», «Портрет доктора Гаше».
-Аудиальный:
Клод Дебюсси «Прелюдии».
Эпиграф: «Я вижу истину, но истину свою» (Клод Моне).
Проблема урока : Можно ли назвать художественное течение Постимпрессионизм реалистическим?
Ход урока
Звучит Прелюдия Клода Дебюсси «Девушка с льняными волосами»(3мин.)
Экспозиция.
Учитель: - Добрый день! Мы приветствуем всех, кто собрался в нашем художественном салоне. Сегодня речь пойдет о художественном течении Постимпрессионизм и представителях этого течения.
Но прежде хочу сказать о том, что искусство и характерные особенности культуры 19века в целом были связаны с судьбой творческой души, противостоящей бездуховной сплоченности всего утилитарного, массового, рассудочного. В течение всего 19века возрастало чувство покинутости, одиночества личности, не находящей ориентир ни в разуме, ни в воле, нив чувстве. Разрыв и раздвоение, стремление восстановить утраченное единство, неустанная внутренняя борьба – такова история всех искусств 19века и, в частности, живописи.
Проблема нашей встречи: - Можно ли назвать художественное течение Постимпрессионизм реалистическим? Но, прежде, чем начинать работу над разрешением этой проблемы, давайте вспомним:
-Что такое импрессионизм, и кто был его основоположником?
- Где и когда зародилось это течение?
- Назовите имена художников-импрессионистов.
- Что отличало работы этих художников от картин академических художников?
- Художники- импрессионисты внесли в свою живопись 4 изменения. Какие?
- Каким был их взгляд на мир, каким они хотели видеть его?
Звучит Прелюдия Клода Дебюсси «Ветер на плоскогорье» (3мин.)
Завязка.
Учитель: - Импрессионизм в 80-е годы 19века претерпевает серьезные изменения. Период, начинающийся с 1886года и длящийся 20 лет до возникновения кубизма, называют Постимпрессионизмом.
Искусство постимпрессионистов Сезанна, Гогена, Ван Гога настолько неоднородно, что определять их в рамки одного течения, на первый взгляд, считается неправомерным: каждый из них всегда был сам по себе. Каждый их них впитал в себя живописные достижения Импрессионизма, умение уловить и запечатлеть изменчивый облик действительности. А потом каждый стал самим собой, лишь вступив в полемику с импрессионистским видением мира. Постимпрессионисты отказались от приверженности только зрительским впечатлениям.
Для художников этого направления характерно необычайно драматическое восприятие жизни. Они заставляют форму так неистово проявлять себя, как если бы она сама сознавала преходящесть этой возможности и потому торопилась реализовать себя.
Кульминация: «Я вижу истину, но истину свою» (Клод Моне).
Учитель: - Поль Сезанн среди импрессионистов имел славу сумасшедшего. Его называли утонченным дикарем. Отец и сын Сезанны были достопримечательностью Экса. Отец был банкиром, а сыну Полю выдавал на пропитание гроши, которые тот тратил на краски и холсты, занимаясь живописью. Отец смотрел на увлечение сына сквозь пальцы: пусть сын подурит, пока молод; придет время и он заступит на его место. Но так думал только отец.
Краски! Только им Поль доверял свою душу! Каждый год Сезанн отвозил в парижский Салон свои картины. И каждый год жюри отклоняло его работы, называя грубой чувственной мазней.
Увлечение импрессионизмом у Сезанна давно прошло. И он пошел наперекор самому себе. Он любил природу, но сомневался: под силу ли ему выпростать на холст свою страсть к природе, показать ее порядок, организованность.
Сезанн принял участие только в первой выставке импрессионистов, отказавшись от участия во второй: - Из-за минутных скудных впечатлений нечего и холст марать. Он не то, что опустился – зарос, ходил заляпанный краской- он остервенело работал! Особую страсть питал к натюрмортам. А вообще писал все: и портреты, и пейзажи.
В его полотнах – борьба материи и формы : одна подстерегает другую. И цвет выражает накал борьбы. Его картины так набиты этим накалом, что страшновато подходить к ним: они полны драматического напряжения. Перед Сезанном бесконечный мир. И в каждое полотно он привносит свое знание мира.
(Искусствоведческий анализ картины Сезанна «Игроки в карты»)
Поль Гоген
Жизнь этого художника была полна приключений. Он умел смело отказываться от уже приобретенного, вступать на новый путь поисков. Так в 1885году в возрасте 35лет Гоген порывает со своей прежней жизнью зажиточного буржуа, отца семейства, посвящает себя искусству. Вся его жизнь после этого – упорный труд, поиск своего живописного стиля.
Гоген отходит от импрессионизма с его зыбкостью, его влечет упрощенная материальная форма, декоративность, звучность цвета.
В 1889году попав на о. Таити, Гоген открывает здесь для себя мир Азии, мир Востока с его яркой красочностью и созерцательностью. Он находит художественные приемы, позволяющие передать своеобразный колорит островов, особый, отличный от Европы режим жизни. Его обнаженные таитянки полны естественности и покоя. Вместе с тем в их позах – гогеновская экспрессивность, в композиции – напряжение и неожиданность. В его картинах каждая фигура живет сама по себе и, словно, молча говорит с другими фигурами.
(Искусствоведческий анализ картины П. Гогена «Королева красоты», музыкальный фон- Клод Дебюсси «Что видел западный ветер» 7мин.)
Винсент Ван Гог
Прожил 37лет, 10 последних отдал живописи. Трагична его жизнь, драматично его творчество.
Ван Гог впервые познакомился с живописью в 16лет и только спустя 10 лет твердо решил стать художником. Первые герои его полотен – землекопы, углекопы, крестьяне, мусорщики – люди страдающие, обездоленные. Но в семье назрел скандал, в результате которого в 1886году Винсент переезжает к младшему брату Тео в Париж.
И вот Винсент в Париже! Тео служил в фирме Гупиль по продаже картин и эстампов. Брат пригласил Винсента в магазин, где работал, посмотреть картины молодых художников – импрессионистов Клода Моне, Камиля Писсаро, Сислея, Огюста Ренуара, Дега, Тулуз-Лотрека, Берты Моризо, Сера, Синьяка.
Ученик: - С 12-ти лет он знал только одну живопись – темную и мрачную, где мазок был незаметен. Та живопись, которая теперь весело смеялась над ним со стены торгового зала, не имела ничего общего с картинами, виденными им до сих пор. Здесь были картины, напоенные буйным солнцем. Это были сияющие полотна. Мазок был явственно виден. Эти художники наполнили свои полотна воздухом. Это были новые живописцы. Они открыли воздух, открыли свет и ветер, атмосферу и солнце.
Мизансцена в магазине фирмы Гупиль
От автора: - Он долго смотрел на свои полотна. Боже! Как они темны и унылы. Как неуклюжи, безжизненны, мертвы.
Винсент: -Но, что же мне делать, Тео? Все это мертво-мертво.
Тео: -Ты спрашиваешь, что тебе делать? Слушай же! Ты должен учиться у импрессионистов. Свет и колорит – это ты должен у них позаимствовать. Но не более! Понимаешь? Ты не должен подражать! Не давай себя оболванить. Не позволяй Парижу подчинить и подмять себя!
Винсент: -Но, Тео, ведь я должен учиться заново. Все, что я делаю, неверно.
Тео: -Все, что ты делаешь, верно… за исключением света и колорита. Ты был импрессионистом с того самого дня, как взял в руки карандаши в Боринаже. Посмотри на свои линии. Это же твои впечатления! Это настоящий импрессионизм! Ты принадлежишь своему веку, Винсент!
Ученик: -Из рассказов Тео молодые художники хорошо узнали Винсента. В Париже он впервые встретился с Полем Гогеном.
Мизансцена «В доме у Гогена»
Ван Гог: - Мой брат Тео очень хорошо отзывается о ваших работах. Можно мне взглянуть на них?
Гоген: - Право, не знаю. Мои полотна – это совершенно личные вещи, такие же, как, скажем, письма. Ладно, я, все-таки, покажу их вам.
От автора: - Гоген начал показывать полотна. Винсент приготовился к чему-то необычному, но то, что он увидел, вызвало у него лишь недоумение. Все на этих полотнах пронизывало солнце; тут были деревья, которые не мог бы определить ни один ботаник; живопись, о существовании которой не подозревал и сам Кювье; люди, каких мог сотворить только Гоген; небо, на котором не мог бы жить ни один Бог. Тут были неуклюжие остроплечие туземцы, были фантазии, воплощенные в пламенно-алых, лиловых и мерцающих красных тонах; были чисто декоративные композиции, в которых флора и фауна источали солнечный зной и сияние.
Винсент: - Вы, как Лотрек, вы ненавидите. Ненавидите всей силой вашего сердца.
Гоген/рассмеявшись/ : - Так, что ж вы скажете о моей живописи, Винсент?
Ван Гог: - Откровенно говоря, не знаю, что и сказать. Дайте время собраться с мыслями. Разрешите, я приду к вам еще раз и посмотрю ваши работы?
Гоген: - Приходите сколько угодно. В Париже сейчас только один молодой человек, который пишет также хорошо, как я, - Жорж Сера. Он – тоже примитив.
Ван Гог: - Жорж Сера? Кажется, я о нем не слышал.
Гоген: - Наверняка, не слыхали. Его полотна не хочет выставлять ни один торговец картин. А между тем он – великий художник.
Ван Гог: - Мне хотелось бы встреться с ним, Гоген.
Гоген: - Непременно. Да. Что вы скажете, если я предложу вам пойти в кафе «Батиньоль»?
Мизансцена «Кафе Батиньоль» (на фоне фрагмента Дебюсси «Прелюдия»)
От автора: - В кафе Гоген и Ван Гог стали свидетелями интересного разговора. Там было много молодых художников. Там был и Эмиль Золя. Его роман «Жерминаль», недавно вышедший в свет, сделал писателя знаменитым. Слово взял Золя.
Золя: - Господа! В прошлом году умер великий Виктор Гюго, и с ним умерла целая культура, культура романтики. Мои книги прокладывают путь новой культуре, не скованной моралью, культуре 20века. То же делает и ваша живопись.
Весь академический Париж занемог в тот день, когда Эдуард Мане выставил свой «Завтрак на траве». Да, Мане уже нет в живых. Но еще живы и Дега, и Лотрек, и Гоген, которые продолжают их дело.
Тулуз-Лотрек: - Добавьте к этому списку Ван Гога. Поставьте его имя первым.
Золя/улыбнувшись/ : - Отлично, Винсент, Вы приобщены к культу безобразия. Согласны ли вы стать его адептом?
Ван Гог: - Увы, боюсь, что я приобщен к этому культу с рождения.
Золя: - Давайте сформулируем наш манифест, господа! Во-первых, мы утверждаем, что все правдивое прекрасно. Мы принимаем жизнь во всей ее полноте, без всяких моральных ограничений.
Ученик: - Больше года Ван Гог прожил в Париже у брата Тео. Он продвинулся вперед. Мало по малу его палитра становилась светлее, приобретая чистоту и яркость. В первый раз он почувствовал, что у него вырабатывается своя индивидуальная техника. Он и сам не знал, как ему удалось добиться этого. Он словно пропустил импрессионистов через призму своей индивидуальности.
Ученик: - А потом наступила какая – то заминка. Он был не городской художник: в Париже он был чужой. Он чувствовал себя крестьянским художником и хотел вернуться в поля, выйти на жаркое солнце. Он хотел уехать туда, где будет один. И писать, писать… в полном одиночестве.
Ученик: -Париж вконец измотал Винсента. Он чувствовал, что высший его взлет, все то, к чему он стремился 8 лет, уже близко, и он сумеет написать те несколько картин, благодаря которым его жизнь будет прожита не напрасно.
Когда однажды вечером Тео вернулся домой, он нашел на столе записку:
Дорогой Тео! Я уехал в Арль. Напишу тебе, как только туда доберусь. Я повесил на стену несколько своих полотен, чтобы ты не забывал меня. Мысленно жму руку, Винсент.
Это Тулуз – Лотрек посоветовал Винсенту уехать в Арль.
Ученик: - Арлезианское солнце ударило Винсенту в глаза и настежь распахнуло его душу. Нестерпимый зной и необыкновенная прозрачность воздуха делали мир новым и непривычным. Жгучее лимонно-желтое солнце, кроваво-красная почва, ослепительно белые облака, розовый пушок, каждую весну окутывающий сады… этому отказывались верить глаза.
Ученица: -Лимонно-желтое, голубое, зеленое, красное, розовое – природа захлестывала его неистовой выразительностью этих пяти красок. Солнце пекло его рыжую голову, гнало прочь парижскую стужу.
Винсент совсем забыл и Сера с его рассуждениями о научном педантизме, и проповеди Гогена о декоративности примитивов, и мысли Сезанна об изображении твердых тел, и Лотрековы линии, исполненные желчи и ненависти.
Теперь существовал только он, Винсент.
Ученик: - Каждое утро Винсент вставал до рассвета и шел пешком за несколько километров вниз по реке или по окрестностям города, отыскивая живописные места. Каждый вечер он возвращался с готовым полотном. Он превратился в слепую бесчувственную машину: писал одно полотно за другим без передышки, даже не сознавая, что делает. Он уже не думал о своих картинах - он просто писал. Все 8 лет напряженного труда проявились теперь в могучем приливе творческой энергии.
Он не имел ни малейшего представления, хороши ли теперь его картины. Его это не тревожило. Он был пьян красками.
Арлезианцы дали ему прозвище, которое знал весь город: -Фу- ру (фр. рыжий дурак).
Ученица: - Сюда, в Арль, к Винсенту приехал Гоген. Но совместной работы не получилось. Подсолнухи, которые увлеченно писал Винсент в Арле, Гоген назвал бешеными и дисгармоничными. Эти споры до изнеможения вконец расстроили нервы Ван Гога. С ним случился приступ шизофрении. В припадке безумия он отрезал себе мочку уха и попал в Арльскую больницу.
Доктор Рей, лечивший Винсента в Арльской больнице, потом говорил ему:
-Вы – неврастеник, Винсент, нормальным вы никогда и не были. И, знаете, нет художника, который был бы нормален: тот, кто нормален, не может быть художником. Нормальные люди произведений искусства не создают. Они живут обычной жизнью. У вас же гипертрофированная чувствительность к жизни и природе. Вот почему вы способны быть их толкователем для остальных людей. Но если вы не будете беречь себя, эта гипертрофия чувствительности вас погубит. В конце концов, она достигает такого напряжения, что влечет за собой смерть.
Учитель: - Так потом и случилось в Овере, где он жил последние месяцы, и где его лечил доктор Гаше.
«Пейзаж в Овере после дождя» - полотно, написанное за два месяца до рокового выстрела в полях Овера.
Ученица: - Незадолго до смерти Винсента в журнале «Меркюр де Франс» появилась статья, называвшаяся «Одинокие», подписанная Альбером Орье: «Для всех полотен Винсента Ван Гога характерен избыток силы и страстности выражения. В его настойчивом подчеркивании сущности и характера взятого объекта, в его, зачастую, слишком дерзком упрощении формы, в его отважном желании взглянуть на солнце широко раскрытыми глазами, в напряжении его рисунка и колорита – всюду видна могучая рука, настоящий мужчина, смельчак, который бывает порой зверски груб, а порой – удивительно нежен.
Его картины несут в себе печать осознанного стремления постигнуть и раскрыть характер, печать неутолимой жажды выразить сущность изображаемого, печать глубокой, почти детски наивной любви к природе и истине.
Этот сильный, правдивый художник с горячей душой – вкусит ли он когда-нибудь радость признания среди широкой публики? Едва ли. С точки зрения нынешнего буржуа Винсент Ван Гог слишком прост и в то же время слишком тонок. Он никогда не будет понят до конца никем, кроме его собратьев – художников.
Заключение (развязка).
Ученик: - По удачному определению Амбруаза Воллара, известного парижского продавца картин тех лет, «они /импрессионисты/ размышляют с кистью в руке». Они толкуют природу согласно своему миропониманию, не дают свету господствовать над цветом и формой. В их полотнах - большое напряжение (мир стабилен и нестабилен в одно и то же время). Их полотна просты по мотивам, но значительны по содержанию. В отличие от импрессионистов, которые работали и боролись сообща, постимпрессионисты были одиноки в своих исканиях. Как и их предшественники, они находились в оппозиции к официальному искусству. Опередив свое время, они ломали привычные представления о роли художника и задачах творчества, тем самым оказываясь в добровольной или вынужденной изоляции от своей среды, которая им мстила непониманием и враждебностью. И нужны были сверхчеловеческие усилия, чтобы выдержать это подвижничество.
Ученица: - Ван Гог сжег себя работой и выстрелил в грудь. Гоген отчаявшийся, тяжело больной, умер в тюрьме на острове Таити. И только Поль Сезанн выдержал. И даже дождался первого триумфа в 1904году, но умер спустя два года
Конец 19века характеризуется спадом интереса к искусству французской буржуазией. Все большей зависимостью художников от торговцев картинами. Такая обстановка заставила их бежать от общества.
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем жизни нашей смысл? Он нам не постижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах. А где скажите дым?
/Омар Хайям /
Учитель: - Так, где же - по образному выражению Омара Хайяма- «дым» этих художников?/вопрос к учащимся; выслушиваются их мнения. /
Да, совершенно верно, вы правы: они оставили нам свое искусство. Так, можно ли его назвать реалистическим (а это и проблема нашей встречи? Предлагаю вам письменно ответить на этот вопрос.
Звучит Клод Дебюсси Прелюдия «Потопленный кафедральный собор»/10мин/
Зачитываются работы учащихся по желанию
Учитель: - Совершенно с вами согласна: картины постимпрессионистов – это самое что ни на есть реалистическое искусство. На эти полотна хочется смотреть и смотреть. Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн сделали мир еще доступней, еще понятней для всех нас, опоэтизировав его.
Встреча в нашем художественном салоне подошла к концу. Спасибо: ребятам – за работу, гостям – за внимание. До свидания!