наталья королева
Творческая среда как место для совместной и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая среда как место для совместной и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника
Муз. руководитель ГККП я\сада №14 «Карлыгаш» г. Темиртау
Королёва Наталья Дмитриевна
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать
почву, на которой они произрастают».
Г. Нейгауз.
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных
Публикация «Творческая среда как место для совместной и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Способностей зависит о психолого – педагогических условий и, конечно, о грамотно организованной предметно – творческой среды.
Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно – пространственной среды. А. Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность. Главное требование программы к музыкальной среде – её развивающий, творческий характер. Поэтому педагоги должны стремиться к тому, чтобы содержание музыкальй развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Всё это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно – развивающая среда в группах ДОУ организуется по трём основным блокам: восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально – творческая деятельность.
Итак, мы приходим к неоспоримому вывод: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкально – предметная среда, а для развития творческой личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой. Умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
Среда, окружающая ребёнка в детском саду может стать средством развития его творчества лишь в том случае, если педагого способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на развитие творчества дошкольника, а также его личности.
В истории понимании среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяют два подхода:
1 – среда, как условие реализации ребёнком своих потребностей
2 – получил название «педагогика среды», определяет среду как средство воспитания личностных качеств.
Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон; среда семьи, среда дошкольного учреждения,среда социума. Мы с вами остановимся на среде дошкольного образовательного учреждения, а конкретно – музыкальной среде.
Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.
Музыкально – образовательная среда состоит из предметного и музыкального компонентов. Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т. е. непосредственно музыкой. Всё остальное, в том числе музыкальные инстркменты и средства извлечения музыки (магнитофон и т. д.) относятся к предметному компоненту. В музыкально – образовательной среде также присутствует и социальный компонент, поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребёнка, влияющие на его развитие. Окружающие ребёнка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса.
Говоря о творческой среде, нужно отметить, что это среда в которой происходит саморазвитие свободной и активной личности: обучающийся становится субъектом своего развития (а не остаётся объектом педагогического воздействия, проявляет активность в использовании возможностей среды. Таким образом творческая среда характеризуется прежде всего творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением.
Так каковы же требования к музыкальной среде, чтобы она стала творческой? Можно располоэжить их следующим образом:
-требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. В каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития, до момента, когда она становится ведущей.
-среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития.
- музыкальная среда должна соответствовать структуре когнетивной сферы ребёнка, т. е. содержать как консервативные (уже изветсные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
- следует помнить: нереализованное стремление сразу же применить полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребёнком знания живут о обогащаются.
Музыкальная среда раскрываетсвои возможности в процессе общения детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда творческой, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый дейтсвуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально – творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально – творческой деятельности.
В содержании творческой среды должна быть представлена проблемность: ребёнок, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами в музыкальноё среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
При оценке музыкальной среды учитываются следующие критерии:
- качество содержания (содержание, разрботанное с учетом деятельностно – возрастного системного подхода, отражает весь спектр музыкальной деятельности детей).
- Качество структуры (представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес и обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку дошкольников).
- Функциональный и эмоциональный комфорт (предметная среда должна быть сомасштабна глазу, дествиям руки, росту ребёнка).
Целостность содержания музыкальной среды, где может быть организован процесс музыкального воспитания и активной творческой деятельности, строится на следующих принципах:
- психологический (необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения со взрослыми, учитываются возрастные особенности детей и ведущие виды деятельности);
- эстетический (все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке, эстетически выдержаны);
- педагогический (должна отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности, целям воспитания и развития ребёнка т уровню его подготовки).
Музыкально – образовательная среда в Доу делится на блоки:
-блок организованной (регламентированной) музыкально – творческой деятельности;
-блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности.
В данном сообщении, уважаемые коллеги, я попыталась обратить внимание на наиболее значимые моменты, которые необходимо учитывать при организации творческой среды, но самым главным компонентом для создания творческой деятельности является сам педагог, его компетентность, любовь к детям и своему делу.
Образовательная среда, как средство по формированию нравственных, патриотических и эстетических качеств личности дошкольника.
1 - Подбор и систематизация игр, упражнений, которые можно использовать
на любых занятиях, а также в свободное время или в режимных моментах.
2 - Организация между субъектами педагогической системы ДО на основании междисциплинарного подхода к планированию занятий; проведение тематических объединений, повышающих профессиональную компетентность (знание основ формирования нравственных, эстетических, патриотических качеств личности дошкольника).
3- Организация мини – библиотек и информационных стендов для родителей, проведение семинаров, «круглых столов», диспутов с родителями.
4- Подбор дидактических и наглядных материалов необходимых для формирования нравственных, патриотических и эстетических качеств личности дошкольника.
5- Организация в группах «Стен творчества», активных «Музыкальных зон», «Сенсорных», «Моторных» зон, предметное содержание которых соответствует целям приобщения к музыкальной культуре и музыкальному фольклору.