Оксана Шелкопляс
Труд в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Труд в природе способствует экологическому развитию и воспитанию детей. Задача педагога - сделать его содержательным, творческим, интересным, научить детей самостоятельно решать трудовые задачи.
Труд выполнят свои функции, если его содержание и организация отвечают определенным педагогическим требованиям.
Публикация «Труд в детском саду» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
1. Труд только тогда вызывает желание в нем участвовать,когда он разнообразен по содержанию, условиям и способам организации (уход за растениями и животными, работа в уголке природы и на участке и т. д.).
2. Труд должен быть направлен на формирование практических умений и навыков, соответствующих знаний. Например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в вазоны дети учатся различать и называть растения; знакомятся с корнем как органом растения и его функциями; устанавливают связь между похолоданием и состоянием растений; осваивают навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом, копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни, подбирать горшки в соответствии с размерами корневой системы).
3. Труд должен быть осознанным, что предполагает раскрытие его цели, результатов и способов достижения. Постепенно у детей формируются компоненты трудовой деятельности - умения осознавать цель работы, определять условия ее проведения, подбирать материалы и инструменты, планировать, работу (намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, контролировать и оценивать результаты.
4. Трудовая деятельность должна осуществляться регулярно, систематически, усложняться по содержанию.
5. Труд должен соответствовать принятым гигиеническим нормам: быть посильным, регламентированным по длительности в зависимости от характера труда и возраста детей (младший возраст - 5-7 мин, средний - 10-15 мин, старший - 15-25 мин). Воспитатель должен обеспечить правильную позу детей в труде (при переноске воды ведра, лейки нужно носить в обеих руках, при работе граблями, лопатой тело следует держать выпрямленным и т. д.). Необходимо чередовать виды работ, чтобы не переутомлять детей. Орудия труда должны быть безопасны и соответствовать росту и силам ребенка.
Формы организации груда в природе. Труд в ДОУ организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.
Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах, но особое значение имеют в младшем возрасте, где элементы трудовой деятельности только осваиваются. У детей формируются трудовые умения и навыки, воспитываются привычка к трудовому усилию, настойчивость, аккуратность. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность педагогу научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые умения параллельно у всех детей группы. Коллективная работа объединяет детей, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать общий результат.
По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий (в труде участвует несколько детей или вся группа; каждый ребенок при этом получает отдельное задание; результаты труда всех детей объединяются в один общий результат; например, протирание листьев растений в уголке природы) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей; каждый выполняет свою операцию и передает объект дальше; например совместный уход за растениями уголка природы -удаление пыли, полив, рыхление).
Дежурства используются в старшем дошкольном возрасте. При их организации у детей совершенствуются трудовые навыки, воспитывается самостоятельность, формируются общественные мотивы труда. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми определенного и постоянного круга обязанностей (уход за растениями и животными уголка природы).
Интересная и разнообразная работа проводится в ДОУ в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, подкормка, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.
Труд и наблюдения в цветнике и на огороде проводятся утром и вечером. Их организация зависит от цели. Со всеми детьми можно проводить посадку, посев, сбор урожая. Такой труд, как подготовка земли, полив растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. д., лучше проводить с подгруппой детей. В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой.
В уголке природы дети имеют возможность хорошо рассматривать растения и животных, наблюдать за ними длительное время; они овладевают трудовыми навыками, учатся заботиться о своих питомцах. Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста воспитанников). К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети начиная с младшей группы. Постоянные дежурства в составе 2-3 человек вводятся со старшей группы. В первых числах сентября проводится беседа о работе дежурных, на которой надо познакомить детей с обязанностями дежурных в уголке природы, уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями и животными, познакомить с новыми способами. В дальнейшем дежурные ежедневно осматривают комнатные растения, по мере надобности поливают, обтирают, опрыскивают их, кормят животных, участвуют в чистке клеток, моют кормушки, поилки.