Зорина Наталья Алексеевна
Познавательно-творческий проект «Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : «Овощи и фрукты полезные продукты!»
При работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи познавательная, творческая деятельность детей приобретает очень важное значение. Это связано с особенностями их развития.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Труд людей в саду и огороде осенью, Овощи и фрукты“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Труд людей осенью
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Поэтому столь актуально включение детей данной группы в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в изучаемую тему. Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для всестороннего и полноценного развития каждого ребенка
Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя познавательно - творческую и практическую деятельность.
Сроки реализации: краткосрочный - 1 неделя
Участники проекта : дети подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, родители.
Цель проекта : создание условий для развития познавательного интереса и творческих способностей детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Задачи проекта :
-Закрепить знания о понятии: овощи и фрукты. Учить детей дифференцировать понятие;
-Совершенствовать способы сравнения, учить умению анализировать, обобщать, находить сходство и различие;
- Учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- Развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности;
-Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада;
-Разработать перспективный план работы с детьми и родителями в рамках проекта;
-Создать оптимальные условия, влияющие на развитие познавательной и творческой деятельности;
-Представить результаты проекта педагогическому сообществу;
Формы работы с детьми:
-Интегрированная деятельность;
-Индивидуальная деятельность ;
-Творческие задания ;
- Чтение познавательной литературы ;
-Совместное изготовление поделок;
-Эвристические беседы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Выставка совместных поделок родителей и детей «Огородные чудеса».
Папка – передвижка «Ешьте больше овощей будете здоровы!» Обмен опытом приготовления полезных для здоровья блюд «Вкусно, полезно, доступно»
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ: беседа за круглым столом «Овощи и фрукты – полезные продукты»; НОД «Растения вокруг нас. Овощи, фрукты» (проводится на огороде)
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-у детей расширятся знания о культурных огородных растениях;
-повысится экологическая компетентность: дети научатся различать фрукты и овощи, узнают особенности их строения и условиях роста;
-появится интерес к экспериментированию; они научатся делать первые выводы;
-повысится уровень коммуникативных навыков, обогатится словарь;
-повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка,
-появятся новые общие интересы детей и родителей
Предполагаемый продукт проекта : выставка творческих работ детей «Фрукты и овощи»; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме ««Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и фрукты»; разработан перспективный план работы с детьми и родителями, педагогами (в рамках проекта); участие в конкурсе ««Огородные чудеса»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Активизация словаря : СУЩ. : урожай, огород, сад, долька, косточка, шкурка.
ПРИЛАГ. : гладкий, шершавый, колючий, сочный, сладкий, едкий, горький, румяный, лакомый, бархатный, пушистый, золотистый, кислый, спелый, контрастный.
ГЛАГ. : укрылся, засел, срывать, дёргать, подровнять, созрел, поспел.
ПРЕДЛОГИ: «в» - «из», «на» - «с»
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
(информационно-накопительный) Основной этап
(практический) Заключительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. – ознакомление детей с художественной литературой;
– проведение бесед
рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);
проведение занятий;
прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
продуктивная деятельность детей в рамках проекта Презентация проекта.
Анализ результатов проекта.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
УГОЛОК «В ГОСТЯХ У КНИЖКИ»
- фотоиллюстрации и картинки с изображением различных овощей и фруктов
- иллюстрации, изображающие труд людей по выращиванию овощей и фруктов
- книги для чтения и рассматривания: белорусская народная сказка «Пых», Е. Бехлерова «Капустный лист», Н. Носов «Огурцы», Л. Толстой «Корешки и вершки», Г. Сапгир «Загадки с грядки», русские народные сказки «Репка», «Мужик и медведь»; В. Свинцов «Сказка про яблоньку», В. Сутеев «Мешок с яблоками», Кушинский «История одной яблоньки», Л. Толстой «Косточка»
УГОЛОК СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ «МЫ ИГРАЕМ»
- создание предметно-развивающей среды и изготовление атрибутов
- «Магазин» : спец. одежда, весы, муляжи овощей и фруктов, касса, «деньги», сумки, гирьки
- «Повар» : плита, посуда, спец. одежда, алгоритмы приготовления простейших блюд (печенье с вареньем, винегрет, фруктовый салат)
УГОЛОК ТВОРЧЕСТВА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
- материалы и инструменты для рисования, лепки и художественного труда
- репродукции картин И. Репина «Яблоки», П. Кончаловского «Персики», И. Грабаря «Груши на зелёной драпировке», А. Лентунова «Овощи», И. Михайлова «Овощи», И. Хруцкова «Цветы и плоды», П. Кончаловского «Розовые яблоки на круглом столе», И. Машкова «Синие сливы»
- рисунки других детей «Овощи», «Фрукты»
- предметные картинки по теме «Овощи, фрукты»
УГОЛОК ПРИРОДЫ «МЫ ПОЗНАЁМ МИР»
- муляжи овощей и фруктов
- натуральные овощи и фрукты
Комплексы ОРУ для детей старшего дошкольного возраста
Тема недели: «Фрукты. Овощи»
«Как-то вечером на грядке»
Как-то вечером на грядке
Овощи играли в прятки.
И морковка, и лучок,
И редис и кабачок
Спрятались под листья, и молчок.
Никому и никогда
Не найти их, да-да-да!
«Ищем овощи, стараемся.
Но овощи спрятались, мы удивляемся»
И. п. : о. с., руки вниз.
1 - поднять плечи вверх;
2 - и. п.
Повторить 8 - 10 раз.
«Вправо, влево посмотрите! Дружно овощи ищите!» И. п. : о. с., руки вниз.
1- повернуть голову вправо;
2 - прямо;
3 - влево;
4 - прямо.
Упражнение выполнять в медленном темпе. Повторить 4 - 5 раз.
«Наклонились дети к грядкам. Здесь овощи, они играют в прядки» И. п. : ноги на ширине плеч, руки вверх.
1 - наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны;
2- и. п. Упражнение делать сначала в медленном темпе, затем в более быстром.
Повторить 8 - 10 раз.
«На грядках овощи растут. Мы видим их и там и тут» И. п. : ноги на ширине плеч, руки в стороны.
1 - поворот вправо, руки за спину – выдох;
2 - и. п. ; вдох;
3 - то же в другую сторону.
Повторить 6 раз.
«Мы присядем возле грядки. Все у нас всегда в порядке!» И. п. : о. с., руки вниз
1 - присесть, разведя колени, отрывая пятки от пола, руки за голову;
2 - и. п.
Повторить 3 – 4 раза.
«С грядок урожай собрали. Все веселились, играли, скакали» И. п. : ноги слегка расставлены врозь, ступни параллельны. Прыжки на двух ногах с поворотом то в одну, то в другую сторону. Повороты делать на четыре счета.
Повторить 4 раза.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
-упражнения жевательно-артикуляционных мышц «Жуём твёрдую грушу»
-упражнение для губ и щёк «Щёчки-яблочки» - Ваши щёчки круглые как яблочки – надуть обе щёчки.
«Спрячем сливу за щёку» - надувать попеременно то правую, то левую щёку
-игровое упражнение. «Арбуз» -развитие физиологического дыхания – положить руки ниже рёбер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счёт до «3»). Выдох – живот втянуть (похож на ямочку)
- мимические упражнения
«Чистим и едим лук» - от лука слезятся глаза. Он горький.
Выразить удовольствие от приятного запаха яблочного варенья, аромата груши.
Передать эмоциональное состояние : вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить своё состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызёт яблоко, яблоко свалилось нам на голову.
-упражнение для мышц шеи
Повернись и приглядись. Что мы увидим на грядках слева, а что справа? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону – вдох носом, при возвращении в И. П. – выдох ртом.
Увидели очень большое яблоко.
Выдох ртом с произношением звука «о-о-о»
Повернуть голову направо.
Какая огромная груша!
Вдох носом, выдох ртом.
- упражнение для губ и щёк
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву – широко открыть рот (удерживать под счёт до «5 - 6»)
«Толстячки – худышки» - изобразить овощи на грядке : тыкву, капусту – «толстячки»; зелёный лук, стручок гороха, фасоли и др. – «худышки».
УПРАЖНЕНИЯ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
упражнение на согласование сущ. с прилагательными
«Назови цвет, форму»
Слива (какая) – синяя, овальная…
Лимон (какой) – жёлтый, кислый…
Помидор (какой) – красный, спелый.
и т. д.
упражнение
«Закончи предложение» на употребление сущ. 2-го и 3-го склонения ед. и мн. числа в род. падеже
В огороде собрали урожай.
Собрали огурцы.
На грядке нет (огурцов).
На грядке нет ни одного (огурца).
Собрали кабачки.
На грядке нет (кабачков)
На грядке нет ни одного (кабачка).
Собрали морковь. И т. д.
«Посчитай» - согласование числительных с существительными
1 помидор, 2, 3…., 4, 5….
1 лимон, 2,3,4,5….
1 абрикос, 2….,3….,4….,5….
1 кабачок,2,3….,4….,5….
1 яблоко, 2,3….,4….,5…. И т. д.
д/и «Найди лишнее слово» - развитие логического мышления (с использованием картинок)
Картошка, лук, яблоко, помидор, морковь.
Лимон, огурец, персик, груша, яблоко.
И т. д.
упражнение на употребление глаголов наст. и прошедшего времени – изменить глаголы, отвечая на вопрос: что делал?
Сажает - …сажал
Копает - …копал
Поливает - …поливал
Растёт - …рос
Зреет - …зрел
Затем, отвечая на вопрос: что делает?
Цикл занятий
Художественно-эстетическое развитие.
-рисование с элементами аппликации:
«Натюрморт с овощами и фруктами», «Ваза с фруктами»
-коллективный труд
«Салаты из овощей»
-выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру
-конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов»
-пластилинография «Чудо – плоды», «Консервированные овощи»
-оригами «Морковь»
-лепка «Червячок в яблочке»
- «Волшебные рисунки» - рисование овощей и фруктов палочкой на песке
-развитие танцевального игрового творчества «Гости ходят в огород», «Ленивый Ваня»
Познавательное развитие
-беседа с последующим обсуждением:
- «Зачем белят деревья?»
-«Как правильно посадить дерево»
-«Витамины и здоровый образ жизни»
-«Фрукты какие они?», «Овощи какие они?»
- «Овощи и фрукты полезные продукты»
«Речевое развитие»
-пересказ с опорой на вопросы «Работа на огороде.»
-составь описательную загадку по графическому плану «Овощи», «Фрукты»
д/и
-Игра с мячом «Назови ласково» - на образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
- «Назови одним словом» - подобрать обобщающие слова к предложенным примерам
-«Что в корзинке?»
«Социально-коммуникативное развитие»
с/р игра
«Овощной магазин», «Семья», «Летние заготовки»
Беседа «Кухня не место для игры»
«Физическое развитие»
Игры эстафеты.
«Перенеси картошку в ложке».
Цель: развивать ловкость и координацию движений, желание соревноваться.
Оборудование: две деревянные ложки, четыре ведерка, картошка.
Ход игры: дети делятся на две команды. На один конец игрового поля ставится ведерко с картошкой, на другой – пустое ведерко.
По сигналу ребенок переносит картошку в ложке из одного ведерка в другое. Возвращается и передает ложку другому игроку.
Побеждает та команда, которая быстрее перенесет всю картошку.
Игры – забавы
«Дотянись носом до яблока»
Цель: позабавить, повеселить детей; развивать координацию движений, четкость и ловкость.
Материал: яблоко на нитке.
Ход игры: закрепить яблоко на нитке на доступном для детей расстоянии.
Дети по очереди пытаются дотянуться до яблока носом, не дотрагиваясь до него руками.
Русская народная игра «Капустонька».
Цель: учит детей ходить топающим шагом, соотносить движения с текстом; развивать интерес к русским народным играм.
Ход игры:
Сею - вею капустоньку,
Завивайся белый кочанок.
Как мне, капустоньке, не виться,
Серой - белой не ломиться.
Дождик льет – поливает,
Серую – белую ломает,
Хоровод набирает.
Сею-вею капустоньку,
Завивайся белый кочанок.
Дети встают в круг, берутся за руки и под слова за ведущим начинают движение по кругу топающим шагом. Ведущий с каждым кругом все более сужает круг.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Компот»
Будем мы варить компот, (левую ладошку- «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают)
Фруктов нужно много. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить, (имитируют «крошат»)
Грушу будем мы рубить (имитируют «рубят»)
Отожмём лимонный сок, (имитируют «отжимают»)
Слив положим и песок. (имитируют движения)
Варим, варим мы компот. («варят» и «мешают»)
Угостим честной народ («угощают»)
«Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла (шагают пальчиками)
Хозяйка с базара домой принесла (загибают по одному пальцу)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох! (хлопок)
Вот овощи спор завели на столе – (попеременные удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (загибают пальчики)
Горох? Петрушка иль свёкла? Ох! (хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (стучат ребром каждой ладони по столу)
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку (загибают пальчики)
Горох, петрушку и свёклу. Ох! (хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (ладони складывают крест – накрест на столе)
Картошка, капуста, морковка, (загибают пальчики)
Горох, петрушка и свёкла. Ох! (хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
«Огород у нас в порядке»
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой)
Мы пололи огород (наклоняемся, достаём руками пол)
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето всё она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся)
А сейчас ей тесно, бедной,
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
Заключительный этап
Таким образом, подводя итоги работы над проектом, мы пришли к выводу:
Наша проектная деятельность позволяет заложить основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о противоречиях окружающего мира.
У детей появилась самостоятельность в выборе тем для игр.
Дети проявляли фантазию, воображение и творчество в продуктивной деятельности.
Дети научились : сравнивать, анализировать,обобщать.
Знания приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Дети –исследователи, изобретатели, фантазеры и нужно предоставлять им возможность широко проявлять эти стороны их существа. Родители стали активными участниками творческого процесса.
Список использованной литературы:
Алябьева Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам»
Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
Затулина Г. Я. «Занятия по развитию речи дошкольников»
Картушина М. Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет»
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду
Новикова И. М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников
Скоролупова О. А. «Осень»
Шорыгина Т. А. «Фрукты какие они», «Овощи какие они»