Храмцова Ирина
Психологический тренинг НОД «Тропинка к своему Я» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Тропинка к своему Я»
Психологический тренинг непосредственно-образовательной деятельности для детей 5-6 лет.
Цель: развитие умения анализировать свои чувства посредством коммуникативных навыков и эмпатии.
Задачи:
1. Развитие чувства доверия.
Публикация «Психологический тренинг НОД „Тропинка к своему Я“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. Формирование положительного образа Я и самооценки, а так же формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, оценить свое достоинство).
3. Повышение уровня рефлексии и эмоциональной децентрации, устранение психологического напряжения, поощрение позитивных форм общения.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «здоровье».
Виды детской деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.
Форма деятельности: психологический тренинг.
Форма проведения: групповая.
Развивающая среда: три мольберта для выделения зон грусти, страха, и радости; центр воды и песка; мешочек для мусора; влажные салфетки; воздушный шарик белого цвета; фотографии и пиктограммы, изображающие различные эмоции (грусть, страх, радость); куклы – злые герои сказок; разноцветные воздушные шарики; забавные смешные куклы; кукла-клоун; картонные заготовки - контур лица клоуна (по количеству детей, губы, носы, глаза, брови; музыкальный центр.
Музыкальное сопровождение: грустная, «страшная», веселая музыка; аудиозапись журчания ручья.
Предварительная работа: групповое обсуждение на тему «Что такое чувство (грусть, радость, страх?», рисование страха; упражнения на развитие коммуникативных навыков.
Словарная работа: понятие «чувство», «грусть», «радость», «страх».
Методические приемы: беседа, упражнение.
Ход психологического тренинга непосредственно – образовательной деятельности
Педагог – психолог вереницей, держась за руки, заходят в зал под медленную спокойную музыку, рассаживаются полукругом на стулья, педагог – психолог садится напротив, рядом с ним – маленький стульчик со стимульным материалом и воздушный белый шарик.
РАЗМИНКА
Педагог – психолог : «Ребята, сегодня мы увидим, что наш знакомый, привычный мир может быть удивительным, а обычные события, происходящие в нем, - веселыми и грустными, тревожными и спокойными, злыми и добрыми, страшными и радостными. Этот мир называется миром чувств.
А вы знаете, какие бывают чувства? (ответы детей)
Человек может испытывать разные чувства, их называют еще настроением.
(Педагог-психолог показывает пиктограммы эмоций)
Посмотрите на эти рисунки. На них изображены различные чувства.
А вам когда – нибудь приходилось испытывать эти чувства? (ответы детей)
Вы хотите познакомиться с миром чувств? (ответы детей)
Тогда я предлагаю вам, отправится туда на волшебном облаке!
(Педагог-психолог берет в руки воздушный шарик – «облако» и читает стихотворение)
По небу плыли облака, а я на них смотрела.
И два похожих облачка найти я захотела.
Я долго всматривалась ввысь и даже щурила глаза.
А что увидела тогда, вам расскажу сейчас.
Вот облачко веселое смеё тся надо мной:
«Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!»
Я тоже посмеялась с ним:
«Мне весело с тобой!»
И долго-долго облачку махала я рукой.
Беритесь, ребята, крепко за руки, отправляемся в путь.
(Дети во главе с педагогом-психологом идут вереницей, держась за руки. Играет грустная музыка)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. «Мир грусти»
(На мольберте развешаны фотографии и пиктограммы с грустными лицами, дети встают полукругом, напротив мольберта, педагог-психолог – возле мольберта напротив детей)
Педагог-психолог : А вот другое облачко, расстроилось всерьез.
Его от мамы ветерок вдруг далеко унес.
И каплями – дождинками расплакалось оно.
И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.
Как вы думаете, куда мы попали, в мир какого чувства? (ответы детей)
Да, ребята, это мир грусти.
А вам бывает грустно? (ответы детей)
А когда это происходит? (ответы детей)
Упражнение «Кукла грустит»
Педагог-психолог : «Представьте, что мы куклы. Выпрямите спины, ваше тело напряжено. Куклы загрустили. Загрустили кисти рук (расслабляем кисти рук, локти (расслабляем локти, загрустила вся кукла (туловище сгибаем пополам, расслаблено покачиваемся в разные стороны). Выпрямились, напрягли кисти, руки. Молодцы опустите руки.
Ребята, а что нужно, чтобы человек перестал грустить? (ответы детей)
Правильно, нужно его развеселить или сделать ему что-то доброе и приятное. Летим дальше? Беритесь крепко за руки».
(Дети во главе с педагогом-психологом идут вереницей, держась за руки. Играет страшная музыка)
2. «Мир страха»
(На мольберте и на полу – ткань черного цвета, на которой размещены изображения (рисунки, фигурки) злых героев сказок. Посередине стоит центр воды и песка, на котором лежат заранее нарисованные детьми рисунки страха. Дети встают в полукруг, педагог-психолог напротив.)
Педагог-психолог : «Вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным сердито мне грозит.
Ох, испугалась я, друзья, но ветер мне помог-
Так дунул, что страшилище пустилось наутек.
Давайте дунем, ребята… Еще раз, сильнее…Как вы думаете, в мир какого чувства мы попали? (ответы детей)
А вам бывает страшно? (ответы детей)
А когда это случается?» (ответы детей)
Педагог-психолог : Мне тоже бывает страшно. Но я научилась справляться со своим страхом. И у вас есть силы, чтобы победить его. Хотите, я научу вас, как это сделать? (ответы детей)
Первый шаг к победе над страхом вы уже сделали – вы его нарисовали (педагог-психолог показывает на центр воды и песка, на котором лежат детские рисунки)
- Берите каждый свой рисунок. Покажите всем.
- Посмотрите, ребята, у всех страх разный. Давайте разорвем его на мелкие-мелкие кусочки, положим все кусочки в мусорный мешок и крепко завяжем. Теперь мы его закопаем, чтобы он больше никогда к нам не возвращался. И скажем все вместе три раза: «Страх уходи!» (мешочек закапывается в песок, руки вытираются влажными салфетками).
Вот так, ребята, вы можете справиться с любым страхом и научиться ничего не бояться.
- Полетели дальше? (ответы детей)
- Беритесь крепко за руки и в путь…»
(Дети во главе с педагогом-психологом идут вереницей, держась за руки. Играет веселая музыка)
3. «Мир радости»
(Мольберт украшен разными шарами, веселыми игрушками, обязательна фигурка клоуна (можно не одну) и т. п. Возле мольберта стоит стол, на котором лежат заготовки из картона – контуры лица клоуна и вырезанные части лица – губы, носы, глаза, брови. Детали для аппликации наклеены на двусторонний скотч).
Педагог-психолог : «Ребята, мы попали в гости к необычному человечку, он живет в мире добра и приносит людям радость и веселье. Как вы думаете, кто это? (ответы детей)
Правильно, клоун.
- Ребята, клоун пришел к нам не просто так, у него случилась беда. У клоуна пропала радость, он загрустил и просит нас помочь ему вернуть веселье, чтобы он мог дарить радость другим. Поможем? (ответы детей)
(дети подходят к столу, на котором лежат заготовки)
- Давайте вспомним, какое лицо у веселого человека? (ответы детей)
- Прищуренные глазки, уголки губ подняты вверх, человек улыбается.
А теперь выберите себе друга и встаньте вместе возле выбранного вами клоуна. Видите, на подносах лежат разные части лица. Найдите те из них, которые подойдут веселому клоуну, и приклейте их.
(Дети под веселую музыку выполняют задание. Педагог-психолог помогает тем, кто не справляется).
- Все справились? (ответы детей)
Молодцы! Получилось ли вернуть радость нашим клоунам? (ответы детей)
Беритесь крепко за руки, возвращаемся обратно».
(Играет веселая музыка. Дети рассаживаются полукругом на маленькие мягкие подушки)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Педагог-психолог : «Ребята, а как можно подарить человеку радость, кто знает? (ответы детей) Давайте мы с вами сейчас подарим друг другу кусочек радости. Возьмитесь за руки. (Звучит аудиозапись журчания ручья)
Расслабьтесь. Кто хочет, может закрыть глазки. Представьте, как в внутри у каждого поселился добрый веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем, представим себе, как чистая, прозрачная теплая водичка через ваши руки переливается к каждому по кругу и передает радость. (Пауза). Сначала в одну ручку побежал ручеек, потом в другую. Расслабьтесь…Почувствовали? Опустите руки. Открывайте глазки.
- Посмотрите, ребята, как богат мир чувств. Каждый человек может испытывать разные чувства. Он может грустить, бояться, удивляться, быть недовольным, а еще он может быть равнодушным. Но самые приятные и хорошие чувства – это чувства радости, веселья, счастья.
- А вам какое чувство понравилось больше? (ответы детей)
Предлагаю сейчас набрать полную корзину радости, на волшебном шаре отвезти ее в группу и поделиться нашей радостью со всеми. Для этого нужно набрать полную грудь воздуха и представить, будто мы берем большую невидимую корзину, переполненную радостью. Давайте попробуем… Беритесь за руки, делаем глубокий вдох, набираем корзину радости и отправляемся в путь».
(Под веселую музыку дети уходят из зала)