Анна Яцевич
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
(Сообщение из опыта работы с элементами практикума для педагогов)
Яцевич Анна Викторовна
(Слайд № 1)
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.
(Слайд № 2)
Публикация «„Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том
числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Для осуществления работы по здоровьесберегающим технологиям необходимо выделить принципы, которые должны способствовать:
– профилактике, диагностике и коррекции здоровья детей в образовательном процессе;
– развитию познавательной деятельности дошкольников;
– гуманизации образовательного процесса.
(Слайд № 3)
Выделяют такие принципы, как:
1. Принцип “Не навреди!” – все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ребенку и педагогу.
2. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).
3. Принцип повторения умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
4. Принципа постепенности предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
5. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
6. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
7. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
8. Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности образовательной деятельности, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможностей организма дошкольника.
10. Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
11. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
12. Принцип комплексного (интегрированного) подхода к обучению дошкольников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
13. Принцип активного обучения заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).
14. Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
15. Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.
(Слайд № 4)
Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (устав Всемирной организации здравоохранения).
Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».
(Слайд № 5)
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
улучшение памяти, внимания, мышления;
повышение способности к произвольному контролю;
улучшение общего эмоционального состояния;
повышается работоспособность, уверенность в себе;
стимулируются двигательные функции;
снижает утомляемость;
развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
стимулируется речевая функция.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.
(Слайд № 6)
Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Задания для педагогов
Уважаемые педагоги предлагаю вам разделиться на три команды. Вам необходимо подобрать каждой группе вид здоровьесберигающих технологий, который в них входит.
(Слайд № 7)
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг
Ритмопластика
динамические паузы
подвижные и спортивные игры
релаксация
технологии эстетической направленности
гимнастика пальчиковая
гимнастика для глаз
гимнастика дыхательная
гимнастика бодрящая
гимнастика корригирующая
гимнастика ортопедическая
(Слайд № 8)
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
физкультурная образовательная деятельность
активный отдых (досуги, развлечения)
проблемно-игровые (игротерапия)
коммуникативные игры
беседы из серии «Здоровье»
самомассаж
точечный самомассаж
(Слайд № 9)
3. Коррекционные технологии:
Арттерапия
технологии музыкального воздействия
сказкотерапия
технологии воздействия цветом
технологии коррекции поведения
психогимнастика
фонетическая и логопедическая ритмика
Уважаемые педагоги предлагаю каждой команде выбрать буклет (цвет буклета). Вам необходимо описать настроение, ощущения связанные с этим цветом.
(Слайд № 10)
Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и
оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
1. Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
2. Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.
3. Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.
(В зависимости от выбранного цвета, педагогам дается задание-использование здорвьесберегающей технологии)
(Слайд № 11)
Красный цвет буклета (Пальчиковая гимнастика)
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность
Вам нужно придумать движения и продемонстрировать пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом:
Будем мы варить компот,
(Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот:
указательным пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить,
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
(Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
(Слайд № 12)
Желтый цвет буклета (Релаксация)
Релаксация – это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Релаксация «Штанга»
Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза».
(Слайд № 13)
Синий цвет буклета (Стретчинг)
Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т. к. человеческое тело само себе тренер.
«Стретчинг с элементами сказкотерапии»: «Жадный император»
Сегодня я расскажу вам сказку о жадном императоре (начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее):
Давным-давно за морем-океаном жил император.
Был он очень жадным и больше всего на свете любил золото.
По всей стране измученные и голодные люди добывали золото и везли его императору на слонах
(ходьба обычная, руки на поясе. Затем на внешней стороне ступни,
на верблюдах
(на пятках,
несли в мешках
(полу присев)
и складывали в высокие амбары
(на носках, руки вверх).
Золото набралось так много, что император приказал построить себе роскошный дворец из чистого золота.
Золотыми были: пол, потолок
(руки на поясе. Ноги на ширине плеч. Наклон вниз, поднять голову вверх,
стены
(потянуться правой рукой направо, затем левой – налево).
Золотые колокольчики звенели от порывов ветра
(Подняться на носки. Руки через стороны вверх. Потрясти кистями).
Но и этого было мало императору.
Кликнул он клич по всей стране: “Кто умеет превращать в золото разные вещи, пусть явится во дворец”.
И вот явился старичок с длинной белой бородой.
Взял императора за руки, стукнул по каждому его пальцу маленькой черной палочкой и пропал.
Вскочил император со своего трона
(Ноги вместе, руки на поясе. Присесть, руки вперед, встать)
и побежал в сад проверять.
По саду гуляли жена и дочь императора.
Он поспешил им навстречу, чтобы поделиться своей радостью
(Лечь на спину, руки вдоль туловища, ноги вместе. Поочередно поднимать то правую, то левую ногу. Встать).
Но как только он обнял дочь и дотронулся до жены, они превратились в холодные золотые статуи
(Ноги вместе, руки вверх в замок. Круговые вращения туловищем право, затем влево).
Как ни любил император золото, но все-таки он предпочитал иметь живую жену и живую дочь вместо этих золотых статуй
(Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклон вправо, наклон влево.
Сесть на корточки, руки положить на голову).
Так был наказан за жадность император
(Встать. Поклон).
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса,
формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
Моя задача как воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к образовательной деятельности продумывать не только познавательный материал, но и как построить образовательную деятельность, чтобы сохранить и укрепить здоровье воспитанников.
(Слайд № 14)
Главным условием успешной организации образовательной деятельности является обеспечение двигательной активности. Для этого во время образовательной деятельности провожу динамические паузы 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида образовательной деятельности. Ни для кого не является секретом, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений производимых ребенком за день, ниже возрастной норы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление.
(Слайд № 15)
Поэтому подвижные и спортивные игры провожу ежедневно на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в
соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
(Слайд № 16)
Для психического здоровья детей в своей работе использую релаксацию. Она необходима для того чтобы сбалансировать положительные и отрицательные эмоции, обеспечить поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы). Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
(Слайд № 17)
Неотъемлемым компонентом любой образовательной деятельности является Пальчиковая гимнастика, которую провожу индивидуально, либо с подгруппой
детей ежедневно. Также пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
(Слайд № 18)
Для снятия зрительного напряжения использую гимнастику для глаз, провожу в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую наглядный материал.
Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех
тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в
целом.
(Слайд № 19)
Ежедневно после дневного сна в течении 5-10 мин провожу бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватях на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
(Слайд № 20)
Логоритмические упражнения. «Рассказывание» стихов с помощью рук
неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус,
эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания,
крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности
мышления.
(Слайд № 21)
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 7-8 мин. Если с музыкальным
сопровождением, то музыка должна сопровождать каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
(Слайд № 22)
Физкультурная образовательная деятельность проводятся три раза в неделю (одно на прогулке, два в зале). Она направлена на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют
повышению иммунитета.
(Слайд № 23)
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает
кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить
осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и
оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде
пятиминутного занятия или в виде динамической паузы. Весёлые
стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота,
доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для
ребенка доступным и интересным.
(Слайд № 24)
Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети
приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях,
соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети
ведут себя более непосредственно, чем на физкультуре, и эта
раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом
используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно
овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в
движениях.
(Слайд № 25)
Технологии музыкального воздействия использую в различных формах
физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
(Слайд № 26)
Сказкотерапию использую для психологической, терапевтической и развивающей
работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – правильно подобранные цвета интерьера в
нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Со своими воспитанниками мы участвуем, каждый год в акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам». В прошлом году мы заняли первое место в номинации здоровьесберегающие технологии на городском и областном уровне.
(Слайд № 27)
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает
непрерывность воспитания и обучения детей. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В работе с семьей по здоровьесбережению использую разнообразные формы работы: индивидуальные беседы, родительские собрания, практикумы-семенары, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации, совместные праздники и досуги, анкетирование.
(Слайд № 28)
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий
повышает результативность воспитательно-образовательного процесса,
формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на
сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую
мотивацию на здоровый образ жизни.
(Слайд № 29)
В заключении своего выступления я хочу сказать, что здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – лишь малая часть всей оздоровительной работы. Эта система подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями. И достичь успеха в этом деле можно только при тесном контакте участников воспитательно- образовательного процесса.