Лилия Ахтамуллина
Тренажер-игрушка «Забавные перчатки»
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарования детей
находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский.
Тема: «Тренажер – игрушка «Забавные перчатки».
Направленность: познание окружающего мира и развитие психических процессов ребенка.
Предпосылки:
- проблема психо-речевого развития детей с ОВЗ;
- развитие мелкой и общей моторики;
- создание психолого-педагогических условий и обогащение развивающей среды группы;
- поиск новых путей преодоления проблем в развитии
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: учебно-методическое пособие.
Публикация «Тренажер-игрушка „Забавные перчатки“» размещена в разделах
- Варежка. Игры, дидактические пособия
- Варежки, перчатки. Игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2018
Предназначение: для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Участники: педагоги, дети, родители.
Характер участия: сотрудничество.
Продолжительность: сентябрь 2016 г. - январь 2017 г.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Актуальность:
Дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Л. С. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.
Работая с детьми, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата, я столкнулась с проблемой развития мелкой моторики, ручной умелости, с плохо развитой эмоционально – волевой сферой. Внимательно изучив проблему, познакомившись с методической и педагогической литературой по данному вопросу, я пришла к выводу: развитие ребенка как умственное, так и физическое формируется в процессе его деятельности. Игра – основной вид деятельности детей.
Используя собственный опыт педагогической работы, я разработала: «Тренажер – игрушку – «Забавные перчатки». Тренажер (от англ. train – воспитывать, обучать, тренироваться) – обучающее средство, устройство или приспособление, предназначенное для формирования, совершенствования навыков и умений.
Тренажер – игрушка обладает всеми педагогическими требованиями – доступностью, качеством и эффективностью использования. Он развивает не только мелкую моторику, но и тактильную чувствительность, координацию движений. Одно из достоинств этого Тренажер – игрушки состоит в том, взрослый может сам надеть эту перчатку себе на руки и играть вместе с детьми! Тем самым Тренажер – игрушка помогает педагогу обучить детей умению общения, развивает их коммуникативные способности.
Использование педагогами Тренажера-игрушки «Забавные перчатки» в работе с детьми обеспечивает оптимизацию двигательной активности, укрепления здоровья, совершенствования физиологических и психических функций организма.
Развлекательная функция игр создает атмосферу радости, комфортности. Чем больше положительных эмоций, тем увереннее, уютнее, радостнее, комфортнее ребёнок ощущает себя.
Цель: побуждать детей к совместной деятельности с педагогом и сверстниками через игру с Тренажер – игрушкой «Забавные перчатки».
Задачи:
Создать Тренажер - игрушку «Забавные перчатки».
Осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Создавать позитивную мотивацию к обучению.
Разнообразить формы развития ребенка с нарушением опорно – двигательного аппарата и содержание развивающих занятий.
Помочь ребенку с нарушением опорно – двигательного аппарата преодолеть отклонения в развитии, расширить возможности продвижения к нормативным показателям.
Образовательные:
расширять представления об окружающем ;
развивать тактильную чувствительность и координацию движений;
развивать пространственное восприятие;
обогащать словарь детей по лексическим темам;
стимулировать речевую активность у детей;
прививать навык выполнения словесной инструкции;
активизировать социальные отношения между участниками проекта;
формировать умения и навыки творческой активности, инициативы и самостоятельности;
Воспитательные:
воспитывать умение сочувствовать персонажам, желание играть с другими детьми;
прививать интерес детей к различным видам игр;
формировать положительное отношение к педагогу и сверстникам.
Коррекционные:
развивать психические процессы: восприятие (наглядно-действенное, внимание (слуховое, зрительное, тактильное, кинестетическое – к чему конкретно, например, к звуковой культуре речи, память, мышление (наглядно-образное, понятийное, словесно-логическое);
развивать способности к поддержанию положительных эмоций у детей, общего фона настроения;
развивать мелкую моторику рук и общую моторику, интенсивность, точность, ловкость, согласованность движений;
развивать тактильную чувствительность и координацию движений;
развивать опыт сенсорных впечатлений.
развивать речь, память, произвольное внимание.
Принципы:
- принцип новизны - использование игрушек стимулируют ребенка не только использовать на практике полученные знания, но и стимулируют к приобретению новых знаний;
- принцип занимательности - именно развлекательная функция игр создает атмосферу радости, комфортности, способствует созданию защитных механизмов, осуществлению мощной психоэмоциональной разрядки – и у ребенка возникают положительные эмоциональные ощущения. Чем больше ребенок получает положительных эмоций, тем увереннее, уютнее он ощущает себя в этих играх;
- принцип комплексности - решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи подразумевает планирование ее с учетом взаимодействия всех факторов, времени и формы проведения;
- принцип постепенной усложненности - т. е. ненавязчиво, а в игре ребенок поэтапно совершенствует свои движения;
- принцип сотрудничества - в использовании Тренажер - игрушек очень важна атмосфера доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости.
Этапы работы:
I этап – подготовительный (26.09.2016г. – 26.10.2016г.) :
изготовление Тренажера-игрушки «Забавные перчатки».
II этап – формирующий (27.10.2016г. – 27.12.2016г.) :
реализация основных видов деятельности.
III этап – заключительный (28.12.2016г. – 25.01.2017г.) :
обобщение материалов и результатов работы - сравнительный анализ развития психических процессов.
Презентация (26.01.2017г.)
Ожидаемый результат:
- создание условий для учебно-игровой деятельности с детьми;
- обогащение в группе предметной среды;
- установление доверительных отношений между педагогом и ребенком;
- возникновение и поддержка положительных эмоций у детей, общего фона настроения;
-развитие тактильно-кинетической чувствительности, умения прислушиваться к своим ощущениям, обогащение сенсорного опыта детей;
- развитие координации движения рук;
- развитие речи, памяти, произвольного внимания, восприятия, воображения;
- расширение содержательного общения с взрослым, установление социальных контактов со сверстниками;
- использование тренажера-игрушки в различных видах деятельности детей;
-развитие умения и навыка вовлечения всех пальцев и рук в целенаправленные движения;
- развитие умения сопровождать движение речью;
- углубление знаний об окружающей действительности;
- активизация словаря детей;
- организация активных форм взаимодействия с детьми в образовательном процессе с детьми;
- привитие интереса детей к различным видам игр;
- развитие познавательной активности детей;
- развитие коммуникативных и навыков совместной деятельности;
- формирование умения и навыка творческой активности, инициативы и самостоятельности;
- формирование доброжелательности во взаимоотношениях с детьми;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс.
Описание Тренажера-игрушки, механизм действия.
Тренажер – игрушка прост в изготовлении, многофункционален. Он представляет собой детскую перчатку без «пальчиков», на верхней стороне которой пришита липкая лента. Ребенок надевает перчатку на руку и с помощью «липучки» закрепляет любого обыгрываемого «героя». (Приложение 4).
После рассмотрения различных вариантов изготовления «героев» Тренажер – игрушки «Забавные перчатки» я пришла к выводу, что самый практичный и эстетичный способ – это связать крючком из ниток.
Идея создания Тренажер – игрушки понравилась родителям, поэтому принимая активное участие в изготовлении «героев» Тренажер – игрушки для группы.
Все персонажи для Тренажер – игрушки созданы по произведениям народного творчества (потешки, пальчиковые игры, сказки, на которых строится вся игровая деятельность с Тренажер – игрушкой.
В зависимости от поставленных задач, работу детей с Тренажер – игрушкой выстраиваю индивидуально, подгруппами, в парах, коллективно.
Составляющие элементы:
- внесение тренажера-игрушки на занятии;
- создание игровой ситуации;
- перспективный план работы с детьми;
- список используемой литературы;
- приложение (конспекты игр, фотоматериалы, художественное слово и т. д.);
Вариации:
- по количеству;
- по характеру использования (раздаточный);
- использование Тренажера - игрушки в образовательном процессе при изучении одной или разных лексических тем.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательная, двигательная, музыкально-художественная, продуктивная.
Методы и приемы работы с Тренажер – игрушкой :
Методы и приемы обогащения и уточнения словаря: показ с называнием; многократное повторение нового слова или фразы; использование взрослыми нового слова в сочетании с разными знакомыми детьми словами; поручения, предполагающие ответ действием.
Методы и приемы активизации: словаря вопросы и ответы; дидактические упражнения; договаривание детьми нужных слов; сочетание показа и объяснений педагога с игрой детей; поручения, требующие от ребенка развернутого ответа.
Методы и приемы развития слухового восприятия: музыкально – ритмические упражнения; подвижные игры.
Методы и приемы правильного звукопроизношения: артикуляционная гимнастика; упражнения на звукоподражание; использование звуков – «песенок»; словесные игры; упражнения на развитие речевого дыхания, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Методы и приемы, развивающие понимание речи и навыки связной речи: рассказывание и чтение детям сказок их обыгрывание, обыгрывание потешек.
Методы и приемы способствующие возникновению и поддержанию положительных эмоций у детей.
Методы и приемы, развивающие тактильно – кинетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувствительный опыт.
Формы работы с применением Тренажер – игрушки
«Забавные перчатки».
Тренажер – игрушку «Забавные перчатки» я использую:
в различных играх (подвижных, дидактических и т. д.);
с различными массажными ковриками;
при выполнение пальчиковых игр;
при выполнение ручных упражнений;
при обыгрывание стихов, песенок, потешек;
при обыгрывание знакомой сказки;
в самостоятельной игровой деятельности.
Тренажер – игрушку «Забавные перчатки» целесообразно использовать в работе и со старшими детьми.
Тренажер – игрушки будет побуждать их к словесному творчеству и придумыванию своих сюжетов. Все это развивает воображение, образное мышление, фантазию, внимание, наблюдательность, выдержку.
Для целенаправленной работы с Тренажер – игрушкой мной разработаны практические занятия для детей. (Приложение 3).
Разработанные занятия позволяют целенаправленно реализовывать поставленную цель.
Таким образом, работа с использованием Тренажер – игрушки «Забавные перчатки» обеспечивает развитие коммуникативной функции, совершенствование коммуникативно – речевых навыков и умений детей раннего возраста, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
А самое главное, «Забавные перчатки» делают процесс обучения детей естественным, приносящим радость и удовольствие.
Перспективный план работы с детьми.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ
26.09.2016г. 26.10.2016г. Изготовление Тренажера-игрушки «Забавные перчатки».
27.10.2016г. 27.12.2016г.
4 неделя октября Игра: Знакомство с «Тренажер – Игрушкой». Дидактическая игра.
1 неделя
ноября Игра: «Ежик» Упражнение на сжатие и разжатие рук.
2 неделя
ноября
Игра: «Лягушка-квакушка – зеленое брюшко»
Подвижная игра «Ловля комарика»
Пальчиковая игра на сжатие и разжатие рук.
Пальчиковая игра «Две лягушки – хохотушки».
3 неделя
ноября Игра: «Мышка – норушка». Обыгрывание потешки «Кот Мурлыка.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики».
4 неделя
ноября Игра: «Модница крылатая – платье полосатое». Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка».
Упражнение на сжатие и разжатие рук.
Массажные коврики
Подвижная игра «Пчелка».
1 неделя декабря Игра: «Бабочка - красавица». Упражнение на развитие общей моторики.
Обыгрывание стихотворения «Бабочка».
Упражнения на развитие внимания «Бабочка – красавица».
2 неделя декабря Игра: «Зайка – попрыгай – ка».
Упражнение на развитие общей моторики.
Упражнения на сенсорном коврике.
Подвижная игра «Лисичка и зайчата».
3 неделя декабря Игра Драматизация сказки
«Теремок».
4 неделя
декабря Игра: «Мишка косолапый» Упражнение на развитие общей моторики.
Обыгрывание стихотворения «Мишка».
28.12.2016г. – 25.01.2017г.
Обобщение материалов и результатов работы - сравнительный анализ.
Обобщение материалов и результатов работы.
В начале своей работы над проектом я провела диагностическое обследование уровня развития мелкой моторики и психических процессов. (Приложение 1).
Проведенная диагностика показала, что 63% детей на стадии формирования, 37% не сформированы и 0% сформировано.
На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики и психических процессов дети распределились следующим образом.
Начало работы над проектом.
Сформирован -
На стадии формирования 63%
Не сформирован 37%
Проведя первичную диагностику я столкнулась с проблемой развития мелкой моторики, ручной умелости, с плохо развитой эмоционально – волевой сферой. Внимательно изучив проблему, познакомившись с методической и педагогической литературой по данному вопросу, я пришла к выводу: развитие ребенка как умственное, так и физическое формируется в процессе его деятельности. Игра – основной вид деятельности детей.
По окончании своей работы над проектом я провела вторичное
диагностическое обследование уровня развития мелкой моторики и психических процессов. (Приложение 2)
Окончание работы над проектом.
Сформирован 5%
На стадии формирования 62%
Не сформирован 33%
Проведенная диагностика показала, что 62% детей на стадии формирования, 33% не сформированы и 5% на стадии формирования.
Результаты работы показали то, что организация совместной деятельности педагога с детьми по развитию мелкой моторики рук и психических процессов, через систему игр, упражнений привела к значительному росту. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук и психических процессов, навыки детей стали совершенными.
Таким образом, работа с использованием тренажёра-игрушки «Забавные перчатки» обеспечивает развитие коммуникативной функции, совершенствование коммуникативно-речевых навыков, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья посредством реализации методов и приёмов.
Литература
Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // М. Дошкольное воспитание. – 1990.
Борисова, Е. А. Пальчиковые игры для детей 4 – 5 лет / СПБ. : КРО, 2001.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования – Автор – составитель О. А. Зажигина. – СПБ. : Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016.
Карпенко, М. Т. Сборник загадок – М. : Просвещение, 1988.
Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг/ - СПБ, 2002.
Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М., 2001.
Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. : Просвещение, 1988.
Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород: Флокс, 1995.