Нина Мещанинова
Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях перехода на ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Публикация «Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях перехода на ФГОС до» размещена в разделах
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
В области воспитания дошкольников всесторонне был исследован процесс формирования духовно-нравственных основ. Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:
С. Я. Рубинштейн считает, что «духовность» - это состояние близости души, внутреннего мира человека.
Р. С. Буре полагает, что «нравственность» - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Дошкольным учреждениям в области духовно-нравственного воспитания дошкольников необходимо решать следующие задачи:
Воспитание нравственных и эстетических чувств;
Формирование базисных основ личности;
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
к культурному наследию своего народа;
к природе родного края;
Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Поставленные задачи могут реализоваться через следующие формы воспитательно-образовательного процесса : непосредственная образовательная деятельность; педагогических проекты; мастер-классы; творческие объединения педагогов; кружковая деятельность; досуги, развлечения; экскурсии; конкурсы, выставки.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания духовной личности, педагогами дошкольных учреждений планируется разнообразная работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях и т. д.
Задача нравственного воспитания – сформировать у ребенка понимание каждого человека, как наивысшую ценность и относиться к нему соответственно этому. Важно с первых шагов общения малыша с окружающими научить его почитать каждого человека – взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» – всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением.
Но, чтобы воспитать в ребенке уважительное отношение к людям, нужно соблюсти еще одно важнейшее условие : уважать ребенка, видеть в нем личность.
Взаимосвязь с родителями по формированию духовно-нравственной воспитанности ребенка.
Важное место в воспитании основ нравственности играет семья. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Именно с воспитания любви к родителям, уважения к семейным традициям начинается любовь к людям, Родине, Отчизне, об этом говорится во всех системах воспитания детей, начиная с древности и по наши дни.
Работу по формированию у детей дошкольного возраста представлений о духовно-нравственной воспитанности невозможно представить без работы с родителями. Начало работы с родителями группы – проведение анкетирования с целью изучения состояния работы в семье по формированию духовно-нравственной воспитанности. В анкету нужно включить вопросы, касающихся воспитания у детей духовно-нравственных качеств. По результатам анализа анкет сделать выводы: сколько детей посещают музеи, совершают различные экскурсии по достопримечательностям города и сколько родителей считают свою семью духовно-воспитанной. Проанализировав данные анкет родителей, полученные в вашем дошкольном образовательном учреждении, придете к выводу, что, хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области духовно-нравственного воспитания большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребнку уже требуется педагогическая или психологическая помощь. В работе с родителями нужно больше внимания уделять индивидуальным формам работы, подготовить консультации, рекомендации, ряд памяток по обучению навыкам духовно-нравственной воспитанности и др. Проводимая работа повышает уровень родительской компетентности, помогает лучше понять своего ребенка, осознать мотивы и ценности духовно- нравственного воспитания.
«Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе», – это высказывание В. А. Сухомлинского остается актуальным по сей день. Эффективность работы по формированию духовно-нравственной воспитанности детей зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого- либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. В работе с родителями используются следующие формы работы: родительские собрания на духовно-нравственные темы; лекторий для родителей с участием священника; анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; круглые столы с педагогами ДОУ, учителями, коррекционными педагогами, священниками; диспуты, беседы; консультации; выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей; практикум, мастер-класс специалистов; обмен опытом по духовному воспитанию в семье; конкурсы «Хозяюшки», «Мы - семья»; выставки семейных работ к праздникам; индивидуальное собеседование; открытые занятия с детьми; совместное создание предметно-развивающей среды; участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений; совместное творчество родителей, детей; информационные бюллетени; природоохранные акции; просмотр телепередач; совместные прогулки, экскурсии; создание мини-библиотеки; фотоальбомы, фотовыставки; конкурсы поделок и рисунков; день открытых дверей. Проводимая работа по ознакомлению дошкольников с родным краем будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее Родины. Главный метод формирования духовно-нравственной воспитанности детей - наш собственный пример. Детям, очень хочется быть такими же, как папа и мама, что бы вы ни говорили, если вы нарушаете правила, он будет действовать так же.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно- игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая предметно-пространственная среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние. При построении развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ педагогами, несомненно, учитываются различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки коррекционной направленности и дифференциация образовательного процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда предназначена для выполнения новых действий, развития познавательных способностей, постоянно должна содержать в себе признак новизны и проблемности. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений вызывает положительные эмоции, дает возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь», так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности саморазвивается и самореализуется.
Развивающая функция предметно-пространственной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, т. е. содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
Основные принципы построения развивающей предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к учебно-материальному обеспечению:
1. Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
2. Вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.
3. Поли-функциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- пространственной развивающей среды.
4. Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-пространственной развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
5. Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-пространственной развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
6. Учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-пространственной развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Создание развивающей предметно - пространственной среды с учетом принципа образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Построение развивающей предметно-пространственной среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Правильно построенная развивающая предметно-пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС решает следующие задачи:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Таким образом, построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом перечисленных выше принципов и задач обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Заключение:
Именно аспект духовно-нравственного развития и воспитания детей может обеспечить целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом, в процессе реализации совершенно разных направлений развития личности ребенка: социально – нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного. Это связано с тем, что духовно – нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие личности человека.
В процессе духовно – нравственного воспитания осуществляется воспитание у детей чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.
Труд воспитателя, как посаженное плодовое деревце, не сразу дает результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хорошо, если дети отождествят себя со святым Александром Невским или Ильей Муромцем. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонк любви, который, несомненно, скажет нам, что наши дети готовы стать в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2007г.
2. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. «Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». - М: Издательский центр «Академия», 2007г.
3. Возрастная и педагогическая психология. // М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др. ; Под. ред. Гамезо М. В. и др. - М., 2008г.
4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М, 2008г.
5. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А Каирова., О. С. Богданова. 3-е изд. -М. ,Просвещение, 2009г.
6. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. В. Запорожец. - М., Педагогика, 2007г.
7. Нравственное воспитание / Под ред. Свадковский И. Ф. 4-е изд. -М., Педагогика 2009г.