Наталья Калиткина
Форма работы с дошкольниками «тематический день»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети стали безумно любознательными, интересующимися, им некогда сидеть на месте, их тянет познавать мир и быть в курсе всех событий. Что происходит вокруг них, дома, в семье, во дворе, районе, городе, в стране. Они хотят знать всё, всё об этом мире. Они не готовы плыть по течению, они готовы учиться, и опережать самого себя. Быть успешным, интересным, грамотным, но при этом оставаться человеком чувственным, внимательным к другим людям.
Темочки:
Заметив широкий интерес детей к окружающему миру, к тому, что происходит в стране, показывают по телевизору, сообщают в новостях, я поняла, что надо удовлетворить потребность детей в получении информации и сформировать целостную картину мира. Летом мы с детьми познакомились с календарем праздников России, которых большое количество. И дети задали вопрос «А что их можно тоже праздновать как Новый год или 8 марта? Я ответила «Да, но чтобы их праздновать, нужно знать историю этого праздника». Так и появилась форма работы «Тематический день». Суть метода заключена в том, что ты концентрируешь свое внимание на чем-то одном, погружаешься туда полностью, изучаешь предмет с разных сторон. Детей захватил интерес, и они предложили узнать максимально больше о разных праздниках. Формат работы состоит в следующем : дети выбирают понравившийся праздник из календаря. По методу трех вопросов обсуждаем: «Что мы знаем, Что хотим узнать? И Что нам для этого нужно?». Далее дети составляют план, по которому мы готовимся к празднику: атрибутика, материалы, что из дома принесут, чем помогут родители, где будет проходить и т. д. Ну и далее погружаемся в процесс изучения истории праздника с помощью интернет- ресурса или книг, привлекаем родителей, помочь бросовыми материалами, информацией или участием, создаем атрибуты, декорации и т. д., ну и конечно, дети придумывают сценарий праздника и распределяют роли. Таким образом, только за одно лето дети узнали о таких праздниках, как «Всемирный день молока», «День эколога», «День Нептуна», «День морей и океанов», «День Российского кино», «Всемирный день детского футбола», «Пушкинский день», «Всемирный день ребенка», «День семьи, любви и верности», «Всемирный день защиты слонов в зоопарках», «Международный олимпийский день», «День российской почты», «Международный день дружбы», «День шляп» и т. д. Далее дети предложили не ограничиваться только праздниками календаря, но и брать во внимание события в стране и мире, посвящая этому тематический день, неделю. (одним из ярких событий стал Чемпионат мира по футболу 2018). Очень активно участниками таких праздников становятся родители.
Для меня тематический день– это педагогическое творчество, смекалка, перевоплощение, возможность донести до детей информацию и решить свои образовательные задачи при этом. При организации разных видов детской деятельности, объединенных одной темой, я выступаю как партнер: вместе играем, экспериментируем, ищем ответы навопросы, занимаемся творчеством. Я включена вдеятельность наравне сдетьми, что делает процесс эмоционально насыщенным ирезультативным. Важно нетолько сообщить новые знания, ноиорганизовать «проживание» темы вразных видах детской деятельности: играх, познавательно-исследовательской деятельности, экспериментировании, изобразительной деятельности, через восприятие художественной литературы, музыки. Мои старшие дети всегда вовлечены вподготовку тематических дней. Для этого мы обсуждаем с ними, как преобразовать предметно-пространственную среду, игровые центры. Я использую фразы такого плана: «Давайте обсудим…», «Как выдумаете, что будет лучше…" и т. д. Это формирует уних уверенность, ответственность, чувство значимости, поддерживает познавательный интерес и детскую инициативу.
Игра занимает втематическом дне особое место. Мы с детьми создаем условия, чтобы они заинтересовались различными видами игр, и при этом формировались уних игровые умения. Игра вовремя тематического дня– свободная самостоятельная деятельность дошкольников. При этом нужно продумать, как реализовать большую часть еесодержания. Моя позиция «Адавайте еще придумаем…" позволяет наполнить образовательный процесс интересами детей. Они становятся неисполнителями, аактивными участниками моделирования игры.
Тематический день – это не просто праздник, это целая «маленькая жизнь», т. к. тема отражена и в режимных моментах. Что еще больше погружает детей в тему. От этого только разжигается интерес к познанию, установлению взаимосвязей. Ребенок охотнее и с азартом считает голы на «Всемирном Дне детского футбола», с интересом слушает, обсуждает сказки Пушкина в образе героев сказок, узнает о своих правах, преодолевая квест, и спасая «Конвенцию о защите прав ребенка», он реально осознает проблему защиты окружающей среды, когда сам спасает и очищает от мусора территорию, проводит эксперименты, что же будет с мусор через время и тд. Так же дети предложили создавать тематические дни не только своей группой, но и привлекать соседние и даже младшего возраста, что наилучшим образом влияет на их социализацию.
Такая форма работы позволяет обогатить знания детей, сформировать целостное представление об объекте, социальном явлении; рассмотреть интересующие вопросы через различные виды деятельности; удовлетворить детские интересы и предоставить условия для проявления творчества и самостоятельности.