Надежда Семина
Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. При этом основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Качество воспитания детей напрямую зависит от высокой квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Публикация «Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наставничество. Работа наставника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Именно поэтому акцент сделан на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе педагога. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога у него могут появиться сомнения в собственной несостоятельности на профессиональной, так и в личностной сфере. Задача руководителя и заместителя заведующего по воспитательно – образовательной работе – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Профессиональная адаптация начинающего педагога в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если: трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ; профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ; в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя; материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
І этап – 1-й год работы : самый сложный период для новичка. Педагог знакомится с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка. Начинающий педагог направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать непрерывно образовательную деятельность, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.
ІІ этап – 2–3-й годы работы : процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения воспитателей.
ІІІ этап – 4–5-й годы работы : складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.
ІV этап – 6-й год работы : происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы. Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально.
В нашем ДОУ скложились свои традиции, своя система работы с молодыми педагогами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и родителями.
Главной задачей для заместителя заведующего по воспитательно – образовательной работе является : помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми, а также их родителями).
Я считаю, что если использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, это позволит молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
В нашем детском саду сложились свои традиции, своя система работы с молодыми кадрами, используются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности. Это:
- обучение на рабочем месте;
- осуществление практики наставничества;
- участие в работе методических объединений (ДОУ, района);
- обучение на курсах повышения квалификации;
- методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.
Для помощи молодым специалистам в методическом кабинете оформлены педагогические материалы с результатами деятельности по направлениям работы воспитателей ДОУ, имеются нормативные и инструктивные материалы, методическая и справочная литература, дидактический и наглядный материал, компьютер, мультимедийное оборудование. Оформлен и обновляется методический уголок с меняющимися рубриками: «В помощь воспитателю», «Коучинг – это развитие», «Делимся опытом», «Хочу все знать», «Педагогическая игра», «Новинки методической литературы», «Педагогика сотрудничества». Создана небольшая картотекау презентаций для педагогов по НОД. Ежегодно производится подписка на периодические издания.
Одна из важных целей моей работы – повышение эффективности образовательной деятельности. Поэтому в практике ДОУ широко используем наставничество. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Это помогает молодым специалистам без опыта работы совершенствовать методику ведения образовательной деятельности.
В этом случае наставник – развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе, а молодой специалист – получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень.
Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с вводного анкетирования и собеседования, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе. При знакомстве с молодыми специалистами условно определяю к какой группе они относятся:
- воспитатель, имеющий слабую теоретическую и практическую подготовку;
- воспитатель с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
- воспитатель со слабо развитой мотивацией труда.
По итогам анкетирования и собеседований определяем совместный план работы начинающего педагога с наставником и основные задачи работы с данной группой воспитателей.
Перед собой ставим следующие задачи:
1. Способствовать успешной адаптации молодого педагога в педагогической деятельности, укрепить веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.
Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога.
Поэтому наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:
- 1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет точки роста.
- 2й этап – основной (проектировочный). Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- 3й этап - контрольно - оценочный. Наставник проверяет уровень компетентности молодого педагога, определяет степень готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
В этот период создается «Папка достижений» куда вносятся педагогические находки, анкеты, отзывы и достижения на проведенные мероприятия. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности. Для начинающих педагогов организовала «Клуб молодого воспитателя», куда включила теоретические и практические аспекты образовательной деятельности ДОУ. К проведению теоретической части привлекаю высококвалифицированных педагогов, имеющих успешный опыт работы. «Клуб молодого воспитателя» является важным фактором профессиональной адаптации, способствует повышению качества дошкольного образования. Перед составлением плана работы провожу анкетирование среди начинающих педагогов, чтобы определить темы заседаний с учетом выявленных проблем.
Клуб осуществляет следующие функции:
- Изучает образовательные программы дошкольного образования, нормативные документы, методическую литературу по вопросам образования;
- Оказывает консультативную помощь через семинары, практические занятия, взаимопосещения;
- Определяет соответствие развивающей предметно – пространственной среды и образовательного процесса возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, требованиям образовательной программы дошкольного образования.
Работа с молодыми специалистами продолжается постоянно. Используем такую форму работы, как открытые просмотры, которые позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодой педагог учится проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также досуговой деятельности в группе. Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма работы, как коучинг, которую использую в виде взаимопосещений опытными педагогами НОД начинающих воспитателей. Главная составляющая коучинга – обучение, что дает неоспоримые преимущества в работе с педагогами. В коучинге – педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.
Наиболее продуктивной формой для молодого педагога являются обучающие семинары, где основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовке. Обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме : «Современная методология обучения играм с элементами спорта», «Развитие творческого мышления детей на основе ТРИЗ», «Совершенствование воспитательно – образовательного процесса – повышение уровня профессионально значимых личностных качеств педагога», «Школа мастерства», нетрадиционные игры, занятия для воспитателей.
Педагогический вопрос – это форма работы, которую проводим в конце методических мероприятий (совета педагогов, открытых показов, мастер – классов, семинаров). Вопросы и ответы представляют собой сбор и анализ педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Как правило, молодым педагогам мы заранее предлагаем составить список вопросов, требующих ответов и разъяснений. Значимость этой формы работы зависит от того, насколько актуальными и существенными будут заданные вопросы и насколько правдивыми, и откровенными будут полученные ответы. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение.
Одна из форм работы с молодыми педагогами - мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, авторских находок, всего того, что помогает достичь наибольших результатов. Опытные педагоги, не только умело показывают работу молодым специалистам, но и обсуждают с ними различные аспекты и приемы использования технологий, нюансы и возможности при использовании технологии в конкретных задачах, рассказывают при помощи каких методов и приёмов были достигнуты полученные результаты. Например, провели мастер – класс «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого» с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов.
Семинары - практикумы, направлены на повышение уровня практической подготовки молодого воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.
С целью стимулирования творческих проявлений молодых воспитателей в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т. д. Молодые воспитатели привлекаются к участию в работе детского сада. Такая форма работы позволяет молодым специалистам учиться самим и непосредственно перенимать опыт у профессионалов.
Таким образом, использование системного подхода в работе с молодыми и малоопытными воспитателями позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.