Ната Лесина
Тематическая папка как интерактивная форма развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №93 АГО г. Ангарска
Тематическая папка «Лэпбук»
«ЗДОРОВЬЕ»
ПАСПОРТ
Разработала воспитатель: Лесина
Наталия Сергеевна
2018 г.
Главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений,
эмоциональных расстройствах.
К. Хорни
Публикация «Тематическая папка как интерактивная форма развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» апрель 2022
Лэпбук «Здоровье» представляет собой тематическую интерактивную папку-раскладушку из 3 страниц, предназначенную для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Пособие может использоваться воспитателями для выявления психоэмоционального расстройства детей, избавления от тревожности. Использоваться детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Актуальность обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "замкнутого психологического круга", ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта.
Цель: определить особенности эмоционального состояния ребёнка, применить оптимальные методики для уменьшения тревожности детей.
Задачи:
- выявить детей с повышенной тревожностью и её причины;
- учить саморегуляции в моментах жизни ребенка;
- развивать умение успокаивать актуализированные страхи;
- воспитывать позитивные эмоциональные реакции.
«Лэпбук» Включает в себя 19 пунктов – методик, заданий, игр:
1. «Нарисуй страх» «Укрась страх»
Цель: определить у ребенка актуализированные страхи, помочь избавиться от них.
Материал: чистый лист, фломастер, наклейки (смайлики, бантики, человек паук и т. д.)
Задание: нарисуй то, чего боишься, а за тем укрась наклейками свой страх.
2. «Подбери эмоцию»
Цель: учить играть по правилам, правильно подбирать эмоцию.
Материал: картинки девочка и мальчик, лица с разными эмоциями, кубик с разными эмоциями.
Задание: подбрось кубик и подбери лица с выпавшей эмоцией, подставь их к картинкам.
3. «Веселые фанты»
Цель: улучшить психоэмоциональное состояние детей.
Материал: цветок с веселыми фантами с обозначенной стрелкой.
Задание: от стрелки по считалки отсчитай лепестки, выполни смешное задание.
4. «Картотека игр для релаксации»
Цель: учить управлять своими эмоциями и чувствами.
Материал: карточки с заданиями.
Задание: выполни задания в карточках.
5. «Картотека игр для тревожных детей» «Волшебные очки»
Цель: учить саморегуляции детей, развивать умение видеть и выделять хорошее.
Материал: карточки с заданиями, очки.
Задание: действовать согласно тексту в карточках.
6. Шарик антистрес
Цель: снять напряжение.
Материал: шарик наполненный разной крупой.
Задание: помни шарик в руках.
7. «Я солнце»
Цель: узнать настроение ребенка, в каких моментах жизни оно меняется.
Материал: солнышко с ручками, меняющее настроение.
Задание: потяни за ручку и поставь такое настроение, какое у тебя сейчас. Объясни почему. При каких обстоятельствах оно меняется.
8. «Паровозик»
Цель: определить нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный).
Задание: рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.
9. «Картинки антистресс»
Цель: снять напряженность, отпустить ситуацию.
Материал: картинки «мандала»
Задание: сконцентрируйся на картинке, раслабся,
10. «Цветик – восьмицветик»
Цель: выявить отношение ребенка к членам семьи и окружающим.
Материал: : цветок черно белый с картинками мама, папа, дедушка, бабушка, брат и т. д., разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, серого, черного цветов).
Задание: выбери лепесток, который больше всего нравится тебе; выбери лепесток, цвет которого, ты чувствуешь, похож на маму (папу, дедушку, бабушку, брата и т. д.)».
11. «Домики страхов»
Цель: выявить и успокоить актуализированные страхи.
Материал: 2 домика (красный и черный, картинки 29 страхов, замок.
Задание: рассели страхи в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». Закрой черный дом на замок.
12. «Преодоление препятствий»
Цель: узнать действия ребенка в критической ситуации, его целеустремленность.
Материал: картинки, фломастер.
Задание: дорисуй, как ты думаешь недостающие предметы.
13. «Книжки малышки»
Цель: учить подбирать эмоции. Развивать умение входить в положение окружающих. Воспитывать сочувствие, доброжелательность.
Материал: книжки с картинками, стихами.
Задание: подбери подходящую эмоцию к картинке. Расскажи в какой ситуации говорят вежливые слова. Выучи стихи.
14. «Раскраски антистресс»
Цель: снять тревожность, погрузить в состояние медитации, отрешенности от реальности.
Материал: раскраски.
Задание: раскрась ритмично повторяющиеся мелкие элементы сложной формы, яркими цветами.
15. «Чувства и эмоции»
Цель: показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека.
Материал: 11 картинок.
Задание: расскажи ситуацию когда ты испытываешь такие чувства и эмоции. А как можно реагировать по другому на такую же ситуацию?
16. «Стихи»
Цель: учить эмоционально реагировать на прочитанное.
Материал: стихи.
Задание: изобрази мимику к стихотворению.
17. «День рождение!»
Цель: исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении.
Материал: картинки «стол, стулья», «торт», «мама, папа, бабушка, дедушка и т. д.»
Задание: давай поиграем с тобой в твой день рождения. Поставим на стол праздничный пирог со свечками? Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – звёздочкой или цветочком? Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны. После четвё ртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого-то сажать? Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики» : «Если хочешь кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».
18. «Лесенка»
Цель: выявить самооценку ребенка.
Материал: нарисованная лесенка с семью ступеньками.
Задание: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше ( показать: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, воспитатель».
19. «Что меня тревожит!»
Цель: определить тревожность у ребенка.
Материал: фишки, 14 рисунков (для мальчиков и для девочек) Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию.
Задание: закрой не нужное лицо (дополнительные вопросы ребёнку не задаются)
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребё нка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребё нка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребё нка: весёлое или печальное?»
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребё нка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребё нка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребё нка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребё нка: весёлое или печальное?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребё нка: печальное или весёлое?»
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребё нка: весёлое или печальное?»
11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребё нка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребё нка: печальное или весёлое?»
13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребё нка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребё нка: печальное или весёлое? Он (она) ест».
Рекомендации для снятия тревожности у ребё нка:
1. Главный козырь взрослого – терпение и тактичность.
2. Фон общения с ребёнком должен быть спокойным и доброжелательным.
3. Учитывайте возможности ребенка.
4. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
5. Следите чтобы ребенок не «заразился» от вас образцом тревожного поведения.
6. Не сравнивайте ребёнка с кем-либо.
7. Используйте щадящие системы оценивания.
8. Учите ребенка активно, позитивно взаимодействовать с окружающими, не бояться проявлять инициативу в общении.