Ирина Адамович
Технология проектной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия№9»
дошкольное отделение корпус №5
«Технология проектной деятельности в детском саду»
Подготовила:
Воспитатель высшей кв. кат.
Адамович И. Г.
г. о. Электросталь,
2023
Оглавление
1. Пояснительная записка….стр. 1
2. Паспорт технологии…. стр. 11
3. Содержание технологии…стр. 4
4. Рекомендации по использованию технологии…стр. 6
Темочки:
5. Применение технологии…стр. 10
6. Результат применения технологии…стр. 11
7. Список используемой литературы…. стр. 13
8. Приложение
Пояснительная записка
Основа метода проектов – интерес дошкольников. Этот метод предполагает активность детей. Именно действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Познавательная деятельность детей, идущая от их интереса, не просто учит чему-то новому, а формирует потребность в знании. Тут не ребенок реагирует на информацию, поступающую от педагога, а воспитатель подхватывает детскую инициативу, поддерживает и способствует ее развитию через активную, включенную позицию.
С помощью метода проектов ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты через исследовательскую, познавательную, продуктивную деятельность. Но это всегда самостоятельная деятельность ребенка.
Паспорт технологии
Полное название технологии «Технология проектной деятельности»
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Задачи: В зависимости от возраста выделяют:
• обеспечение психологического здоровья и благополучия малышей;
• формирование познавательных способностей; развитие творческого воображения;
• совершенствование коммуникативных навыков.
Основные задачи, которые педагог ставит при работе с детьми младшего дошкольного возраста:
• Введение малышей в игровую проблемную ситуацию, где ведущая роль принадлежит педагогу.
• Эксперименты для детей – способ развития предпосылок для поисковой деятельности.
• Формирование поисковых навыков, способствующих разрешению проблемной ситуации (совместно с воспитателем).
Задачи, которые ставит в работе педагог для детей старшего дошкольного возраста:
• Формирование условий для интеллектуального роста.
• Развитие умений для самостоятельного разрешения предложенной проблемной ситуации.
• Развитие желания вести конструктивную беседу в ходе совместной проектной деятельности.
Описание: В основе лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Содержание технологии
1. Проект «С чего начинается Родина?» (см. приложение 1.)
Полное название проекта : «С чего начинается Родина»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Количество участников: 45человек
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Вид, тип проекта : групповой, долгосрочный, познавательно -исследовательский, творческий.
Продолжительность и сроки реализации проекта : 1месяц.
2. Проект «Огород на окошке» (см. приложение 2.)
Полное название проекта : «Огород на окошке»
Возрастная группа: средняя группа.
Количество участников: 40человек
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.
Вид, тип проекта : групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.
Продолжительность и сроки реализации проекта : 1месяц.
3. Проект «Театральная неделя» (см. приложение 3.)
Полное название проекта : «Театральная неделя»
Возрастная группа: средняя группа.
Количество участников: 38человек.
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Вид, тип проекта : групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.
Продолжительность и сроки реализации проекта : 3 недели,2022г.
Рекомендации по использованию технологии
В этимологическом словаре слово “проект” заимство из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Работа над проектом
Первый этап – “выбор темы”.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов” : Что знаю? Чего хочу узнать, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап – реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап – презентация.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).
Четвёртый этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определё нную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Проекты могут быть : долгосрочные (1,2,3 года, несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.
Последовательность работы педагога над проектом :
• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
• вовлекает дошкольников в решение проблемы;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• обсуждает план с семьями на родительском собрании;
• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
• собирает информацию, материал;
• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,
• даёт домашние задания родителям и детям;
• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;
• подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Применение технологии
На сегодняшний день самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять знания на практике. Главное на этом пути учитывать возрастные особенности детей. Метод проектов, как одна из инновационных технологий развития дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников.
В своей работе я часто применяю проектную деятельность именно в силу того, что этот метод наиболее эффективен и результативен. Мы вместе с детьми работаем как над краткосрочными проектами, так и над долгосрочными. Например, подводя итоги тематической недели на тему: «Правила Дорожного Движения» мы с детьми сделали вывод о том, что эта тема очень интересная и у детей осталось еще довольное количество вопросов, ответы на которые можно получить, начав работу над новым проектом. Так был получен запрос от детей и запущен средне -срочный проект «С чего начинается Родина», целью которого было создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей любви к своей Родине. После чего продолжается дальнейшая подготовительная работа над проектом : формулируются задачи, итоги, продукты, подбираются необходимые материалы и оборудования. На втором этапе основном этапе проектной деятельности осуществляется непосредственно вся практическая работа.
• Беседы;
• НОД;
• Продуктивная деятельность;
• Совместные мероприятия с родителями детьми и т. д.
И на заключительном этапе проделав такую нелегкую работу, получив продукты (альбом «С чего начинается Родина», стенгазету «С чего начинается Родина», выставка творческих работ). Благодаря работе над данным проектом повысилась наша предметно – развивающая среда. Проектная деятельность решает сразу несколько непростых задач: заинтересовать ребенка в работе, объединение различных видов деятельности, а как итог – возможность саморазвития ребенка, привлечение к работе над проектом родителей.
Что касается работы с родителями, то хочется отметить то, что вовлечение родителей в совместные проекты, также благотворно влияет на установление детско-родительских отношений, на активность родителей в совместной воспитательно - образовательной работе.
Начав работу над проектом «С чего начинается Родина», я провела анкетирование родителей с целью выявления уровня их знаний на тему: «Отчизна». Результаты этого анкетирования, показавшие на пробелы в знаниях городов нашей страны, повысили заинтересованность родителей к совместной работе.
Хочу отметить, что именно применение технологии проектной деятельности, являясь интегрированным методом работы с детьми, позволяет разнообразить образовательный процесс, применять в своей работе индивидуальный подход, развивать творчество и активность детей.
Вывод: Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о Родине, о нашей великой стране. Дети пытаются применить полученные знания в играх, инсценировках, в повседневной жизни. Повысилось активное участие родителей в жизни детского сада.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня-это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен знать свое место в системе образования.
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
4. Проектная деятельность старших дошкольников. Паспорт проекта, модели занятий, дидактические игры. Учитель, 2017 г.
5. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС. Веракса Н. Е. Мозаика-Синтез, 2014г.
6. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду : средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014