Ильюшина Марина Александровна
Педагогический проект «Читающая семья — читающие дети» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта
Тип проекта:
По продолжительности – долгорочный.
По составу участников проекта – групповой, семейный.
По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный
Возраст детей: 4-5 лет.
Состав проектной группы: воспитатели группы, дети средней группы, родители.
2. Проблема
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технологий, не актуально говорить о книге, чтении. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления.
В результате анкетирования родителей, выяснилось: всего 37% родителей каждый день читают книги своему ребенку, 68% имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2- 3 раза в месяц (из-за нехватки времени, сложного ритма жизни).
Доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
3. Цель
Цель проекта: Формирование у детей устойчивого интереса к общению с детской книгой.
Задачи:
Обучающие:
• Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.
• Формировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;
• Обогатить знания детей об истории возникновения книги, об изготовлении книг.
Развивающие:
• Развивать коммуникативные умения детей.
• Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним.
• Воспитывать у детей умение радоваться своему успеху и успеху друзей.
Задачи по работе с родителями (законными представителями)
• Повышать компетентность родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой;
• Вовлекать родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.
• Вовлекать родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
4. Актуальность проекта
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Юрий Энтин
Почему возникла идея проекта «Читающая семья – читающие дети» для детей в нашей группе? Мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись воспитанники, могли нарисовать в книге или порвать её). Данный проект начался с вопроса «Читают ли родители вам книги каждый день?» Многие из воспитанников группы ответили - что нет.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. У каждого произведения нужно раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольным учреждением как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
5. Ожидаемые результаты:
От детей:
• Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
• Развитие инициативы, стремления к самостоятельному, добровольному обращению ребенка к книге.
• Формирование у детей заинтересованного слушания чтения и активного участия в беседах по обсуждению прочитанного.
• Формирование умения общаться с детской книгой «один на один».
От родителей (законных представителей):
• Привлечение родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.
• Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
• Активное участие родителей в жизни детского сада.
• Установление доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада
• Возрождение чтения в кругу семьи.
6. Формы работы
• непрерывная образовательная деятельность (НОД);
• организация книжного уголка в группе, оформление выставок «Книги-юбиляры», «В гостях у сказки», «Произведения А. С. Пушкина»;
• ежедневные утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге»;
• литературные викторины, конкурсы для детей;
• игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;
• дневные литературные чтения;
• творческая мастерская: рисование, лепка, аппликация и др. ;
• конкурс «Книжки-малышки»;
• фотовыставка «Папа, мама, я - читающая семья»;
• экскурсия в детскую библиотеку;
• выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
• традиции группы: «Книга напрокат – свободный книгообмен», «Моя читающая семья»;
7. Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
Работа с детьми:
• Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
• Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
• Составление конспектов образовательной деятельности, сценариев литературных викторин, квеста.
• Разработка презентации для НОД «Путешествие в прошлое книги».
• Обновление развивающей среды (подбор дидактического и методического материала по проекту).
Работа родителями (законными представителями):
• Анкетирование родителей «Чтение дома».
• Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.
• Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
• Оформление папок–передвижек для родителей: «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми дошкольного возраста» «Чтобы ребенок стал Читайкой», буклета «Семья и книга».
• Подготовка консультации «Зачем читать детям книги».
2. Основной (практический) этап.
Работа с детьми:
№ Мероприятие Цель
ЕЖЕДНЕВНО
1 Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» Приобщать детей к чтению, формировать интерес к книгам, воспитывать любовь к книге, развивать речь, память детей.
2 Дневные литературные чтения Знакомство детей с разнообразной литературой для детей.
3 Раскрашивание силуэтов любимых героев книг Закрепление детьми знаний о прочитанных книгах, умения раскрашивать, не выходя за контуры.
4 «Книжкина больница» Ремонт книг в группе.
Октябрь 2023г.
1 НОД «Путешествие в прошлое книги».
Познакомить детей с историей создания книги, познакомить и вызвать интерес к творческой деятельности людей, создающих книги, воспитывать бережное отношение к книгам.
2 Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Познакомить детей с профессией библиотекарь, задачи его и функции.
3 НОД по художественно-эстетическому развитию Рисование «В гостях у сказки». Закрепить с детьми понятие – сказка, вспомнить знакомые детям сказки, учить рисовать сказочные сюжеты, самостоятельно выбирая эпизод из сказки. Учить изображать героев сказки крупно и чётко, обращая внимание на позы. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
4 Драматизация сказки «Теремок». Формировать у детей интерес к играм – драматизациям, способствовать развитию диалогической речи, создать благоприятные условия для творческой активности детей. Закреплять умение чётко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность речи.
5 Беседа «Что может произойти, если не читать совсем». Воспитывать интерес, потребность к чтению.
6 Разучивание пальчиковой игры «Рукавичка» Развивать мелкую моторику детей, речь, память.
7 Дидактические игры: «Угадай, из какой я сказки» Закрепить знание детьми русских народных сказок.
Ноябрь 2023г.
1 Аппликация «У Лукоморья дуб зеленый». Продолжать совершенствовать работу с бумагой, развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь к художественной литературе.
2 Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин». Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, подбирать и создавать недостающие для игры предметы (сертификаты, деньги для покупок, чеки и т. д., знать русских поэтов, читать стихи выразительно. Развивать речь, творческое воображение, способность совместно развёртывать игру.
3 Прослушивание и разучивание песни из кинофильма «Красная Шапочка» Вспомнить с детьми прочитанную сказку Ш. Перро, выучить песню Красной шапочки.
4 Викторина «Произведения А. С. Пушкина Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях А. С. Пушкина. Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде. Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них. Воспитывать уважение и любовь к сказкам, веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;
5 Подвижная игра «Гуси- лебеди». Развивать двигательную деятельность детей
6 Разучивание пальчиковой игры «Книжки» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания.
7 Беседа «Берегите книги» Воспитывать бережное отношение к книгам.
8 Дидактическая игра «Из какой книги предмет?» Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям произведений, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к книгам.
Декабрь 2023г.
1 Беседа «Для чего необходимо читать книги?» Развивать устойчивый интерес к книге у детей, к её оформлению, иллюстрациям. Донести информацию о значении и важности книг. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений. Закреплять правила культурного обращения с книгами.
2 Разучивание пальчиковой игры «Теремок» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания.
3 Прослушивание и разучивание песни «В мире много сказок» Познакомить детей с творчеством поэта-песенника Ю. Энтина. Выучить с детьми новую песню.
4 Слушание аудиозаписи сказки «Цветик-семицветик» Познакомить детей с новой сказкой. Формировать умение слушать сказки, понимать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту. Продолжать формировать у детей умения рассказывать сказку с опорой на мнемокарту, воспитывать интерес к сказке, умение оценивать поступки героев сказки.
5 Пластилинография «Цветик-семицветик» Формировать у детей элементарное восприятие художественного слова и искусства. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии.
Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания колбаски, скатывание шариков.
6 Рассматривание иллюстраций к детским книгам художника-иллюстратора Рачева Е. М. («Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк») Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачева, с его иллюстрациями к произведениям устного фольклора. Учить эмоционально воспринимать иллюстрации, понимать их содержание, всматриваться в образы, созданные художником; соотносить изображение с текстом. Расширять представления детей о многообразии художественных выразительных средств.
7 Вечер загадок «Сказочные герои» Уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать загадки, описывающие героев сказок, развивать воображение, активизировать словарный запас, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя.
Январь 2024г.
1 Рассматривание иллюстраций к детским книгам художника-иллюстратора Васнецова В. В. («Волк и козлята», «Зимовье», «Лиса и заяц», потешки: «Конь», «Мыши», «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока») Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора В. В. Васнецова, обратить внимание детей на творческую манеру, специфику средств выразительности, с помощью которых художник создает образ животных. Помочь детям увидеть, что рисунки художника поясняют текст, обогащая его художественными образами и деталями. Художник с помощью рисунка, цвета, расположения художественных образов на книжной страничке по-своему, наглядно «рассказывает» потешку, сказку.
2 Разучивание пальчиковой игры «Колобок» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания.
3 Слушание аудиозаписи сказки «Три поросёнка» Познакомить детей с новой сказкой. Формировать умение слушать сказки, понимать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту. Продолжать формировать у детей умения рассказывать сказку с опорой на мнемокарту, воспитывать интерес к сказке, умение оценивать поступки героев сказки.
4 Лепка «Три поросенка» Вспомнить с детьми знакомое произведение, закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика, продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму, воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
5 Беседа «Твоя любимая книга» Пробуждать интерес к чтению художественной литературы, расширять знания детей о книгах, развивать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, воспитывать бережное отношение к книге.
6 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах
7 Игра- драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.
8 Дидактическая игра «Из какой я книжки?» Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям произведений, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к книгам.
Февраль 2024г.
1 Рассматривание иллюстраций к детским книгам художника-иллюстратора Сутеева В. Г. («Под грибом», «Петух и краски», «Мешок яблок», «Капризная кошка») Продолжать развивать у детей интерес к творчеству В. Сутеева; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от встречи с выразительными рисунками художника; развивать художественное восприятие, наблюдательность.
2 Аппликация «Закладки – книжкины друзья» познакомить детей с назначением закладки, со способами складывания закладки из листа бумаги, совершенствовать приемы работы с ножницами; воспитывать бережное отношение к книгам.
3 Разучивание пальчиковой игры «Репка» Развитие мелкой моторики детей, памяти, внимания.
4 Слушание аудиозаписи сказки «Зимовье зверей» Познакомить детей со сказкой,
5 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.
6 Беседа «Где живут книги?»
Знакомство детей с правилами поведения в библиотеке, воспитывать любовь, бережное отношение к книге, развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книге. Воспитывать грамотного читателя, знающего правила поведения в библиотеке.
7 Театрализация «Волк и семеро козлят» Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных.
8 Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации» Уточнить и обогатить знания детей о сказках.
Март 2024г.
1 Беседа «Чтобы дети больше знали, есть детские газеты и журналы» Познакомить детей с детскими периодическими изданиями – журналами и газетами.
2 Рассматривание иллюстраций к детским книгам художника-иллюстратора Чарушина Е. И. (авторские сказки «Волчишко», «Большие и маленькие», «Зайчата» и др.)
Познакомить детей с творчеством писателя и художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. Формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др., рассказывать о них, воспитывать доброе отношение к животным. Обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении птиц и зверей.
3 Разучивание пальчиковой игры «Сказки» Развивать мелкую моторику, память и речь детей.
4 Дидактическая игра «Собери сказку» Развитие памяти, внимания, речи, закрепление детьми названий знакомых сказок.
5 Экскурсия в библиотеку Познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей на регулярное посещение библиотеки. Воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
6. Выставка рисунков «Я был (а) в библиотеке» Закреплять знания детей о библиотеке, о профессии библиотекарь.
Работа родителями (законными представителями):
№ Мероприятие Цель Срок
1 Родительское собрание
«Роль чтения художественной литературы в жизни детей
дошкольного возраста» Привлечь внимание родителей к осознанию важности чтения и книг в развитии детей, Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Январь 2024 г.
2 Буклет «Семья и книга». Привлечь внимание родителей (законных представителей) к проблеме семейного чтения. Ноябрь 2023г.
3 Оформление полки «Свободного книгообмена – Букроссинга» (книга на прокат). Пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения. Февраль 2024г.
4 Папка-передвижка «Чтобы ребенок стал Читайкой». Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании у детей интереса к чтению. Декабрь 2023г.
5 Конкурс «Книжки-малышки». Привлечение читательского интереса детей к книге, создание условий для развития творческого потенциала детей и их родителей. Февраль 2024г.
6 Консультация «Зачем читать детям книги?». Оказание помощи родителям (законным представителям) в осознании важности чтения книг детям. Февраль 2024г.
7 Квест «По дорогам сказок». Привлечение родителей в образовательное пространство детского сада. Март 2024г.
8 Оформление и заполнение «Моя читающая семья» по прочитанным родителями с детьми книгам. Стимулирование родителей (законных представителей) на чтение книг детям. Декабрь – февраль
9 Фотовыставка «Папа, мама, я - читающая семья». Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха, активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье. Апрель 2024г.
3. Заключительный этап
• Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
• Анализ результатов проектной деятельности.
• Обобщение опыта на педагогическом совете.
8. Продукты проекта.
• Фотовыставка «Папа, мама, я – читающая семья».
• Книжки-малышки, сделанные детьми совместно с родителями.
• Папки-передвижки для родителей «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми дошкольного возраста», «Чтобы ребенок стал Читайкой», буклет «Семья и книга».
• Оформление в раздевалке полки «Свободного книгообмена – Букроссинга» (книга на прокат)
• Уголок «Моя читающая семья».
Отчет по проекту.
Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены познавательные занятия, на которых дети расширили свои представления о книгах. С детьми были организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о возникновении книги, о необходимости книг в жизни людей.
К окончанию проекта «Читающая семья – читающие дети» дети группы узнали:
- о разнообразии книг, жанрах произведений;
- историю происхождения и изготовления книги;
- о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;
- правила общения с книгой.
Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривать энциклопедии.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.
Активность родителей в создании фотовыставки, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами нашего детского сада.
Благодаря этому проекту, шесть месяцев были насыщены интересной разнообразной деятельностью, творческими работами и положительными эмоциями.
Библиографический список:
1. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги».
2. Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги».
3. Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
4. Поликарпова И. Б. Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»
5. Пушкин А. С. Сказки. -М. : Детская литература, 2007г.
6. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. -М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
7. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
8. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
9. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк А С днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №1
10. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г