Мария Леонова
Технология музейной педагогики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский Сад №10 Сказка
Города курорта Железноводска
Доклад
«Технология музейной педагогики в ДОУ».
Выполнила:
Воспитатель: Леонова М. В.
2020г.
Содержание
1. Введение…с. 3
2. Понятие «Музейной педагогики» …. с. 3-6
3. Организация мини-музея в ДОУ…. с. 6-8
4. Заключение…. с. 8-9
5. Список литературы…с. 10
Введение
Публикация «Технология музейной педагогики в ДОУ» размещена в разделах
XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей как личное достоинство, развитие творческих способностей. Культура – это не только массив доставшегося нам исторического наследия: музеи, библиотеки, архитектурные памятники, - но и все относящиеся к культуре события, участниками которых мы являемся. Механизмом сбережения достижений культуры являются музеи. Введение музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Утверждение, что музеи способствуют формированию творческой личности, подчеркивает и то, что именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественных образов реконструировать и переживать ту или иную эпоху.
Музейная педагогика – отрасль музееведения, сформировавшаяся в научную дисциплину и особый образовательный ресурс на стыке музееведения, педагогики и психологии.
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Понятие «Музейная педагогика»
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии.
Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; воспитатель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Можно сказать! Чем раньше и легче мы начнем приобщать детей к сфере культуры и высокого искусства, тем естественнее и органичнее в них будет вырабатываться «инстинкт культуры».
Что влияет на создание мини – музеев в ДОУ? - распад связи времен: разные поколения не просто не находят общего языка – они пребывают в состоянии конфронтации. Нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания друг с другом. - дошкольные учреждения посещают дети разных национальностей; - наступление массовой культуры сводит на нет истинные ценности: на смену им приходят мимолетные, ложные, которые мешают формированию вкуса подрастающего поколения.
На первый план выдвигаются задачи помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т. е раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Особое внимание уделяется эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка, а в частности: формированию художественных предпочтений; формированию навыков общения с музейной средой, развитию речи на основе знакомства с музейными экспонатами; формированию визуальной культуры; формированию навыков познавательной деятельности; развитию творческих способностей путем овладения навыками материально-художественной деятельности.
Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Задачи: Формирование познавательных способностей и познавательной деятельности; развитие речи, расширение активного словаря; воспитание культуры поведения.
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
вызывать уважение к другим культурам;
развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Методы, используемые в музейной педагогике многообразны, и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как:
погружение в прошлое,
манипулирование с музейными предметами,
вопросно-ответный метод,
сюжетно-ролевая игра с переодеванием,
обыгрывание ситуаций,
мини-спектакли,
смена интерьеров,
экскурсия по выставке,
демонстрация экспонатов,
эвристическая беседа и так далее.
Правила музейной педагогики :
Правило первое: Серьезная, целенаправленная подготовка к посещению музея, закрепление полученных знаний и впечатлений.
Правило второе: Четкое осознание конечной задачи своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Организация мини-музея в ДОУ
Виды оформления мини-музея :
Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости;
Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже);
На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).
Формы работы в мине-музее : беседы с детьми, экскурсии для детей и родителей;
самостоятельное рассматривание экспонатов; мастер-класс по изготовлению экспонатов; работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: родительские собрания; консультации индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий: оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; наличие детской мебели для проведения игр, занятий; соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Экскурсионная работа в мини-музее
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Заключение
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть обогащается развивающая среда.
По определению С. Л. Новоселовой, термин «развивающая среда» – это система материальных объектов, окружающих ребёнка, и воздействующих на его духовное и физическое развитие.
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.
Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
Список литературы
1. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея. /В. Виниченко //Дошкольное воспитание. - 2003 г. - №5 — с. 38-41.
2. Дошкольник. Образование. Инновации. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Ульяновской области в 2008-2009 учебном году. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2008.
3. Пантелеева Л. В. Музей и дети. - М. : Дом «Карапуз», 2000.
4. Распахни окно в мир прекрасного. Вып 6. Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения. Методическое пособие. - Ульяновск: Издательство «корпорация технологий продвижения». 2007.
5. Рыжова Н. А., Логинова Н. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. - М. : Линка-Пресс, 2008.
6. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М. : Высш. шк., 2004.
7. Табарданова Т. Б., Аредакова Н. А. Музейная педагогика и школьный музей. Учебно-методическое пособие. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2009.
8. Тихонова А. Ю., Лиллипео О. В., Краснова Е. Л. Взаимодействие образовательного учреждения и музея. Методические рекомендации. -Ульяновск: ИПК ПРО, 2006.
9. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников. / Т. Чумалова //Дошкольное воспитание. - 2007 г. - №10.