Соловьёва Татьяна
Технология критического мышления (из опыта работы)
Из опыта работы «Технология критического мышления»
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбран системно-деятельностный подход обучения, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
При переходе на новые стандарты и, набирая первоклассников, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Публикация «Технология критического мышления (из опыта работы)» размещена в разделах
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Мой педагогический стаж – 33 года. За это время у меня накопился достаточно большой опыт. За время работы в МОКУ «Лопчинская СОШ» осваиваю, внедряю и апробирую элементы новых педагогических технологий : игровых, технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, ИКТ технологии, а также технологии развития критического мышления.
Актуальность темы.
Как повысить мотивацию к обучению у младших современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Все вышеизложенное является актуальным обоснованием темы моей концепции: «Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников
Степень новизны.
В чем же «инновационность» представленной технологии?
Представляется, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее, представляет опыт практической реализации личностно ориентированного подхода в обучении.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Данная технология широко известна, но новизна моего опыта заключается в адаптации (приспособлении) ТРКМ в условиях сельской (малочисленной, в классе до 10 человек) школы, также мною разработаны критерии для оценивания ожидаемых результатов в образовательном процессе.
Мною разработаны уроки с введением технологии критического мышления; идёт организация образовательного процесса, где я вступаю в рефлексивное взаимодействие с обучающимися; нет правильных и неправильных высказываний «любое мнение учащихся ценно». Также элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках в начальной школе.
Проблемы.
Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему неинтересно. А кому-то новая тема просто не нравится. Что нужно сделать учителю, чтобы каждый ученик активно участвовал в учебном процессе? Отсюда и вытекает ряд проблем:
1. Падение интереса к обучению.
2. Несмотивированность учащихся на уроке.
3. Низок уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.
4. Трудности в создании новых отношений сотрудничества для достижения успеха обучения.
Таким образом, возникает необходимость изменения характера взаимодействия ученика и учителя.
Цель работы.
Исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средство для развития мыслительной деятельности учащихся.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.).
Содержание работы определило следующие задачи:
1. Исследовать вопросы теории критического мышления.
2. Из технологии РКМПЧ выбрать приемы, которые можно использовать в данной возрастной группе.
3. Освоить и реализовать эти приемы при работе с художественным и информационным текстами на уроке.
4. Разработать и провести систему уроков по технологии РКМ с использованием данных приемов.
5. Разработать критерии ожидаемых результатов (в этом состоит моя новизна).
6. Вести поиск и разработку необходимых диагностических материалов.
7. Выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности учащихся.
Концепция.
Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Причина этого – в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического.
В процессе работы я стала замечать проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Организация данных уроков дает возможность научить детей работать в малых группах.
При изучении новой темы тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Моя роль координатора.
Демонстрация процесса мышления большей частью осуществляется через графическую организацию материала. Модели, рисунки, схемы и т. п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления становится наглядным.
Домашнее задание предлагается всегда вариативное, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал.
Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Именно таким должен быть современный человек, потому что мир вокруг нас сложен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, умея отстаивать собственное мнение.
При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМЧП меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМЧП учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
ТРКМЧП отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Какими приёмами ТРКМ пользуемся на уроках мы? На уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна, инсерт, «Корзина идей», дерево предсказаний и др.
На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. Приведу лишь несколько примеров из практики.
I. Стадия вызова
Некоторые приёмы стадии «Вызова» :
«Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
«Загадка»
Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания.
Например, на уроке окружающего мира по теме "Разнообразие животных урок начинается с разгадывания кроссворда, где на пересечении слов появляется ключевое слово - тема урока
На уроке литературного чтения занятие по теме "Устное народное творчество" я начинаю с описания одного из видов УНТ:
Это один из древнейших жанров русского фольклора. Бытовали и записывались они преимущественно в крестьянской среде. Именно поэтому речь в них идёт главным образом о предметах, близких крестьянину. Здесь и явления природы, орудия труда и обихода, крестьянское жилище, животные и растения, его окружающие (загадки).
Это короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом (пословица).
Это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Они употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям (поговорка).
-Как вы думаете, как, кем и когда составлялись загадки, пословицы и поговорки?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Приём «Корзина идей»
Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?»
- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода.
А что же такое погода? Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Погода – это …
… температура воздуха
… осадки и ветер
… изменения на улице
… облачность
… светит солнце или нет
На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.
«Мозговой штурм»
Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все, выдвинутые предложения фиксируются без какой, бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
Данный прием я использовала на уроке математики, тема "Деление многозначных чисел на однозначное"
- Как можно разделить 536 на 2. Все ответы детей записывались на доске.
- Разложить 536 на сумму разрядных слагаемых 500+30+6 и разделить каждое слагаемое
- Разложить 536 на удобные разрядные слагаемые 400+100+36
- Начать делить 536 с обратной стороны 6:2=3, затем 3:2 =1 с остатком 1, затем к 5+ остаток 1 и 6:2
В итоге детям предлагается вспомнить, как их родители делят многозначные числа. Ребята приходят к делению углом и мозговой штурм продолжается
«Театрализация»
Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока. Например, в самом начале урока литературного чтения, посвященному русским народным сказкам дети разыгрывают сказку "Репка", сами придумывая слова к ней.
Урок окружающего мира на тему "Разнообразие растений" начинается с инсценирования басни Михалкова "Роза и ромашка"
Урок изобразительного искусства на тему "Портрет" мы начали с пантомимы "Художник и натурщик"
В начале урока математики "Меры веса" разыграли сценку "В магазине"
«Да – нетка»
Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».
Например, на уроке “Небесные тела” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;
Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
На уроке русского языка, посвященном частям речи, происходит следующий диалог
-Это самостоятельная часть речи?
-Да
-Она обозначает предмет?
- Нет
- Она обозначает действие предмета?
- Нет
- Признак предмета?
- Да
- Это прилагательное
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест».
Очень похож на предыдущий приём. Дети должны дать очень краткий ответ.
На уроке математики мною иногда предлагаются тесты с верными и неверными ответами. Необходимо выбрать верный ответ и показать его с помощью цифрового веера - 1, 2, 3, 4. Например:
1. Уменьшите число 244 в 2 раза.
121 122 488 246
2. Найдите произведение 57 и 2.
18 59 114 119
3. Сколько сантиметров в 1 м 2 дм 4 см?
104 567 241 124
4. Число 350 уменьшите на 230.
580 184 120 70
5. На сколько 134 больше 8?
67 142 126 122
6. Чему равно частное 363 и 3?
121 1089 409 102
7. Во сколько раз 122 больше 2?
244 62 61 0
8. Чему равна сумма 207 и 65?
272 142 106 43
«Проблемный вопрос»
Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.
Например:
- Когда появились первые печатные книги на Руси?
- Каковы отличительные особенности волшебной сказки?
- Что такое олицетворение? эпитет? сравнение? метафора? гипербола?
- Как вы понимаете термин "однородные члены предложения?
- Как образуются слова?
- Как правильно написать безударное окончание в имени прилагательном?
- Как составить узор, симметричный данному?
Некоторые приёмы стадии «Осмысление» :
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приё мы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, «Синквейн», «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Круги по воде»
Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Например, при изучении темы "Глагол" у нас с ребятами получилось вот такое исследование по теме:
Г - главный член предложения
Л - легко изменяется по родам
А - а так же по числам
Г - говорить, глядеть, гладить - неопределенная форма
О - очень часто - сказуемое
Л - лучше не пытаться определить падеж
При изучении темы "Почва"
П - перегной
О - очень нужна
Ч - человек, береги!
В - воздух, вода в ее составе
А - Арктика, Антарктида - ее нет
«Чтение с остановками»
Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.
«Кластеры» (грозди).
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.
Этот метод я очень часто использую на уроках окружающего мира.
Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно, при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.
«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Каждому участнику учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквейн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквэйнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.
Синквейн может так же писаться членами одной команды совместно
Например, при чтении рассказа Л. Н. Толстого "Прыжок" детьми были составлены следующие синквейны:
1. Прыжок 1. Обезьяна
2. Опасный, необдуманный 2. Хитрая, ловкая
3. Лез, цеплялся, отпустил 3. Взобралась, зацепила
4. Сын капитана боялся насмешек 4. Мартышка сорвала шляпу с головы мальчика
5. Спасение 5. Выстрел
На уроке русского языка по теме "Приставка" был составлен синквейн:
1. Приставка
2. Важная, коварная
3. Служит, образовывает, изменяет
4. Стоит перед корнем
5. Часть слова
«Письмо к учителю»
Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).
Памятка написания письма.
1. Я прочитал (а) рассказ
2. Больше всего запомнилось
3. Понравилось
4. Не понравилось
5. Мое эмоциональное состояние
6. Этот рассказ учит меня
«Пятиминутное эссе»
Помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.
Домашнее задание можно задать не в традиционной манере, а предложить детям найти или придумать загадки по пройденной теме, самостоятельно составить кластер, написать синквейн, прочитать новый текст в методике "чтения с пометами"
Приемов ТРКМ очень много. Но совсем не обязательно использовать их все.
Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Наша совместная деятельность с ребятами только началась, и впереди у нас много неизведанных тропинок вместе с технологией РКМ. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.