Ирина Демина
«Технология детского экспериментирования». Сообщение для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Технология детского экспериментирования это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Когда они попробуют сами проделать опыт, то запомнят его надолго.
Публикация «„Технология детского экспериментирования“, Сообщение для педагогов» размещена в разделах
Опыты проводить можно со всеми детьми сразу. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, расширяет кругозор, развивает мыслительные операции, память, речь, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Обучение детей экспериментированию необходимо начинать с насыщения развивающей среды:
1. На соответствующих возрастных этапах развивающая предметная среда должна создавать условия для формирования ведущих видов деятельности и одновременно учитывать особенности других видов.
2. Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.
3. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности.
4. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания.
Правила при выборе темы экспериментальной деятельности :
• Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.
• Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам (ребенок должен получить новые знания, умения, навыки).
• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Экспериментирование связано со всей детской деятельностью :
1. игры, занятия, прием пищи, прогулка, сон;
• на прогулке - наблюдения за погодой, птицами, насекомыми, опыты с песком, снегом, льдом …
• во время приема пищи – молоко теплое, белое…; хлеб черный; булка белая, мягкая; сухари хрустят, а в бульоне становятся мягкими…
2. рисование - зарисовка опытов и наблюдений;
3. ручной труд - поделки из природного материала.
При организации экспериментальной работы с детьми соблюдаются определё нные правила:
1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, не делать за них то, что они могут сделать.
2. Не сдерживать инициативу детей.
3. Дать возможность ребёнку сделать вывод самому.
4. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
5. Анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.
Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, есть воздух вокруг нас или нет).
2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы поливать, другие - нет).
3. Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.
4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, также устойчивой мотивации содержание образовательных занятий включаются в режимные моменты (дидактические игры вопрос-ответ, на которых дети могут самостоятельно ответить на вопросы: Как? Зачем? Почему, что стимулирует их познавательную активность).
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую - опыты. Их провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, снегом. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого снега. Дети рассуждают, какой снег лепится, почему.
Проделав опыты, с деревом и металлом, с пластмассом и камушками узнаём, что дерево легче, чем метал, пластмасс легче, чем камень, потому что не тонут в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.
Так же дети с удовольствием проводят опыты с водой, воздухом. Например для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Или на пустую бутылку надеть шарик и сжать бутылку, чтобы шарик надулся. Дети рассуждают, что воздух можно поймать, что он есть в бутылке, значит, он находиться вокруг нас и не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.
Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, как в свободной самостоятельной так и в совместной деятельности.
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас. В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка.
В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Они становятся раскованнее. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах. После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.
В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».