МААМ-картинки

«Технология детского экспериментирования». Сообщение для педагогов

Ирина Демина
«Технология детского экспериментирования». Сообщение для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Технология детского экспериментирования это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Когда они попробуют сами проделать опыт, то запомнят его надолго.

Публикация «„Технология детского экспериментирования“, Сообщение для педагогов» размещена в разделах

Опыты проводить можно со всеми детьми сразу. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, расширяет кругозор, развивает мыслительные операции, память, речь, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Обучение детей экспериментированию необходимо начинать с насыщения развивающей среды:

1. На соответствующих возрастных этапах развивающая предметная среда должна создавать условия для формирования ведущих видов деятельности и одновременно учитывать особенности других видов.

2. Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.

3. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности.

4. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания.

Правила при выборе темы экспериментальной деятельности :

• Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

• Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам (ребенок должен получить новые знания, умения, навыки).

• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Экспериментирование связано со всей детской деятельностью :

1. игры, занятия, прием пищи, прогулка, сон;

• на прогулке - наблюдения за погодой, птицами, насекомыми, опыты с песком, снегом, льдом …

• во время приема пищи – молоко теплое, белое…; хлеб черный; булка белая, мягкая; сухари хрустят, а в бульоне становятся мягкими…

2. рисование - зарисовка опытов и наблюдений;

3. ручной труд - поделки из природного материала.

При организации экспериментальной работы с детьми соблюдаются определё нные правила:

1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, не делать за них то, что они могут сделать.

2. Не сдерживать инициативу детей.

3. Дать возможность ребёнку сделать вывод самому.

4. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.

5. Анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.

Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:

1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, есть воздух вокруг нас или нет).

2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы поливать, другие - нет).

3. Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.

4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, также устойчивой мотивации содержание образовательных занятий включаются в режимные моменты (дидактические игры вопрос-ответ, на которых дети могут самостоятельно ответить на вопросы: Как? Зачем? Почему, что стимулирует их познавательную активность).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую - опыты. Их провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, снегом. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого снега. Дети рассуждают, какой снег лепится, почему.

Проделав опыты, с деревом и металлом, с пластмассом и камушками узнаём, что дерево легче, чем метал, пластмасс легче, чем камень, потому что не тонут в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

Так же дети с удовольствием проводят опыты с водой, воздухом. Например для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Или на пустую бутылку надеть шарик и сжать бутылку, чтобы шарик надулся. Дети рассуждают, что воздух можно поймать, что он есть в бутылке, значит, он находиться вокруг нас и не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, как в свободной самостоятельной так и в совместной деятельности.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас. В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Они становятся раскованнее. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах. После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.

В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Центр экспериментирования и природы в старшей группе детского садаЦентр экспериментирования и природы в старшей группе детского сада «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Детство – страна удивительная. Каждый ребёнок представляет собой.

Центр экспериментирования в старшей группе детского садаЦентр экспериментирования в старшей группе детского сада Одним из основных принципов ДО в соответствии с ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.

Мастер-класс для педагогов «Инновационные технологии. Игровая технология — кейс-метод» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление, я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу «Если у вас.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Технология детского экспериментирования». Сообщение для педагогов
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 12:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Технология детского экспериментирования». Сообщение для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Демина (УИ 1983782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД