Светлана Евсеева
Технология деятельностного метода обучения «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы, современные педагоги Дошкольной Образовательной Организации, интенсивно изучаем и внедряем инновационные технологии. Поэтому основная задача дошкольного педагога – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые соответствуют поставленной цели развития личности.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Технология – это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.
Публикация «Технология деятельностного метода обучения „Ситуация“» размещена в разделах
Я в своей работе использую «Технологию деятельностного метода обучения Ситуация»
Это – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности.
Суть данной технологии заключается в том, что я не просто объясняю новое знание, а создаю условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, я перестаю выполнять информационные функции, а становлюсь организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.
Эту технологию разработала доктор педагогических наук, профессор Людмила Георгиевна Петерсон, автор программы «Мир открытий», по которой работает наше образовательная организация.
Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций :
1. образовательная ситуация «открытия» нового знания,
2. образовательная ситуация тренировочного типа,
3. образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая).
Я Вам расскажу о первом типе, который непосредственно использую в своей работе. Этапы занятий «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» включает в себя 6 этапов. А сейчас на примере одной из ситуаций раскрою все этапы, применяемые мной на занятии.
1 этап – «Введение в ситуацию».
На этом этапе я мотивирую детей на деятельность.
Например, рассмотрим такую ситуацию : Ребята вы любите получать подарки? Чтобы вам хотелось получить в подарок? А что лучше всего дарить маме? Конечно, лучший подарок для любой женщины, цветы. А где можно взять цветы? (В цветочном магазине) В наш цветочный магазин привезли так много цветов, что продавцы не успевают составить букеты, боятся, что цветы завянут, и просят нас с вами помочь. Хотите помочь продавцам? Сможете?
2 этап – «Актуализация знаний и умений».
На этом этапе я организую деятельность детей, в форме игры, беседы.
Ребята, в магазине была уборка, и все цветы поставили в одну большую вазу. Расставим цветы по отдельным вазам. У нас это получится? ( Дети раскладывают цветы по разным вазам: садовые, лесные, луговые)
Сколько ваз у нас получилось?
Сколько цветов в каждой вазе?
Какие цветы в вазах?
3 этап - «Затруднение в ситуации».
Данный этап является непродолжительным по времени. Дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Я подвожу детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто» новое.
Дети помогли продавцу расставить цветы, которые они знают по вазам: в одну - луговые, в другую -садовые, в третью - лесные. Я сообщаю детям, что в магазин завезли еще несколько цветов, их тоже нужно поставить в вазу, в зависимости от места произрастания. Дети в затруднении. (Цветы, не знакомы детям).
-Смогли помочь продавцу?
-Не смогли.
- Почему не смогли?
-Не знаем, где растут эти цветы
-Значит, что нам нужно узнать?
-Где растут эти цветы.
4 этап - «Открытие» нового знания (способа действий)».
На данном этапе я, вовлекаю детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.
Дети предлагают способы получения нового знания и приходят в выводу, что нужно посмотреть в информационном источнике. (к примеру, книге).Дети отыскивают изображение своего неизвестного цветка, я называю цветок, дети проговаривают: «Георгин – садовый цветок» и ставят его в вазу с другими садовыми цветами и т. д.
Этап 5. «Включение нового знания»
На данном этапе мы закрепляем с детьми новые знания и умения. Далее дети выполняют задание и организуют самопроверку по образцу.
-Ребята, продавцы попросили составить 6 букетов (2 букета из луговых цветов, 2 букета из лесных и 2 букета из садовых цветов). Предлагаю разделиться и каждая группа будет составлять свой букет на выбор.
-Что вы сейчас будете делать?
-С чего начнете?
-Как узнаете, что выполнили задание правильно?
В конце, когда все букеты будут собраны, предлагаю детям проверить друг друга, не перепутали они цветы.
6 этап – «Осмысление».
На этом этапе я фиксирую достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели».
Таким образом, использование рассматриваемой технологии позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности, что способствует его умственному и личностному развитию, формированию целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.
Поэтому, если ребенок говорит «Хочу узнать», «Хочу научиться!», «Как интересно» - значит мне удалась роль организатора!
А если ребенку еще и интересно в детском саду, они свободно обращаются за помощью к взрослому и сверстникам, не боятся высказывать свои мнения, обсуждать различные проблемы- значит мне удалась роль помощника.
Потому что, как говорил Галилео Галилей: «Нельзя чему – то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие!».