Виктория Поминова
Технологическая карта ОД «Волшебные звуки» (развитие речи) для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ФИО: Поминова Виктория Анатольевна, воспитатель старшей логопедической группы "Капитошка", МАДОУ №2 «Лучики», г. Киселевск.
Название работы: «Технологическая карта ОД «Волшебные звуки» (развитие речи) для детей старшей группы».
Содержание работы
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых и неречевых звуков.
Задачи:
Публикация «Технологическая карта ОД „Волшебные звуки“ (развитие речи) для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Образовательные:
Формировать умения различать речевые и неречевые звуки.
Формировать правильное произношение речевых звуков.
Формировать у детей восприятия речи в процессе произношения слогов.
Коррекционные:
Учить слышать и слушать звуки, различать силу и высоту звучания звуков, умению дифференцировать речевые и неречевые звуки.
Учить фонематическом восприятию речевых и неречевых звуков в слогах и словах.
Развивать фонематическое восприятие на материале неречевых звуков.
Развивать фонематическое восприятие на материале речевых звуков.
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение, интерес и желание к изучению нового материала.
Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Воспитывать желание активно работать на занятии.
Оборудование и наглядные материалы: 2 корзинки (1 со звуком О, 2 без звука О)
1. Вырезанные из бумаги яблоки (Картинки со звуком "О" оса, обруч, овал, осел, облако, кот, волк. Картинки : лук, бант, шар, лиса где нет звука О.) Игрушка еж, рыбка, мышка. Речка, печка, телефон,
2. Магнитофон, телевизор, фрагмент сказки "Гуси - лебеди", аудиозапись голоса ежа, мышки, аудиозапись звуков шум леса, пение птиц, ручей журчит и крика животных.
Методические приемы: создание и постановка проблемной ситуации, проигрывание и анализ ситуации речевого общения, демонстрация картин, беседа, поощрение, совет.
Словарная работа: Звук, чистоговорки.
Этапы занятия Задачи этапа Ход занятия Методы, формы, приёмы и ссылки на электронные, мультиме-дийные и интерактивные материалы Прогнозируемый результат Время
Деятельность педагога Предполагаемые действия детей
1. Вводная часть.
Организа-ционный момент.
Формировать интерес к совместной деятельности. Формировать умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого.
Воспитатель здоровается с детьми:
Дети посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: А какое сейчас время суток?
Воспитатель: А как можно еще по другому поздороваться?
Воспитатель: Ребята, а какое у Вас сейчас настроение.
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение, когда будем передавать будем говорить ему хорошие слова.
Воспитатель: Ребята давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже поделятся своим хорошим настроением.
Воспитатель: Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим. Дети здороваются.
Утро.
Доброе утро!
Хорошее.
Дети передают клубок друг другу из рук в руки и произносят вежливые слова
Гости подменяют клубочек
Положительный настрой на ОД, неформальная готовность к деятельности, привлечение произвольного внимания через игровой момент, вопросы. 1-2 мин
2. Созда-ние проблемной ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели ОД Создать мотивацию к познавательно - речевой деятельности.
Закрепить представления о речевых и неречевых звуках, вспомнить сказку "Гуси - лебеди" Воспитатель: Сегодня мы будем учиться различать речевые и
неречевые звуки. А что такое речевые звуки - это те звуки которые мы с вами произносим, такие как А, М, У, Т. А какие вы знаете звуки?
Воспитатель: К не речевым относятся все те звуки, которые мы с вами слышим, например гул машины, шелест листьев, как журчит ручей – звук ручья. А какие звуки вы знаете, которые относятся к неречевым?
Воспитатель: А вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправится путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.
Загадка: У Алёнушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси - лебеди)
Входит Аленушка: Ваня, братик, где ты мой?
Я уже пришла домой.
Ой, беда, ой помогите
Гуси, братика верните!
Улетели гуси прочь
Кто же сможет мне помочь?
Ребята помогите, пожалуйста, найти и спасти моего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге.
Воспитатель: Поможем Аленушке?
Воспитатель: Ну для начало нам с вами надо попасть в сказку. Ребята чтобы нам попасть в сказку, нужно сказать волшебные слова. А поможет нам в этом наш волшебный клубок.
Послушайте их:
Ать-ать-ать – начинаем мы играть.
Ес-ес-ес –ждет нас множество чудес!
А теперь давайте повторим все вместе. Дети отвечают
Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.
Да.
Дети встают кладут руки на клубок и повторяют чистоговорку
На экране фрагмент сказки "Гуси - лебеди"
Неформальное общение между собой, умение вести беседу,
2 мин
3. Основная часть.
Проекти-рование решений проблем-нойситуации,
актуали-зация знаний,
начало выполне-ния действий по задачам образова-тельной деятель-ности.
Воспроизвести ранее полученные знания о природе. Систематизировать знания об окружающем мире. Способство-вать накоплению у детей конкретных представле-ний о природе, экологии.
Закрепить умения детей узнавать звуки. Воспитатель: Вот мы с вами подошли к лесу.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит у леса, может он нам подскажет, куда гуси-лебеди полетели.
Ежик: может, и подскажу, но сначала ответьте на такой вопрос: с помощью чего мы произносим звуки?
Игра «Отгадай звуки природы»
Воспитатель: Ребята, вот и попали мы с вами в сказочный лес, а сказочный он, потому что в этом лесу живут звуки.
Послушайте и скажите, какие звуки вы слышите.
А скажите, все эти звуки, они какие: речевые или не речевые?
Воспитатель: А те звуки, которые мы с вами произносим они какие?
Воспитатель: Правильно звуки, которые произносит человек, называются речевые.
Воспитатель: Ежик, скажи куда нам дальше идти? Куда гуси - лебеди полетели?
Ежик: Видел, видел как они пролетали с братцем, и полетели к яблоне.
При помощи рта, языка, губ, голоса,
Это были неречевые звуки.
речевые.
Звучит музыка к песенке "Лесной марш"
(аудиозапись)
Аудио запись: шум леса, пение птиц, ручей журчит и т. д крика животных
Аудиозапись Развитие воображения у детей.
Внутренняя мотивация на деятельность: готовность отправиться в путешествие.
Проявление интереса к предстоящей деятельности.
Проявление творческой активности.
Умение аргументировать и делать выводы.
6 мин
4.«Открытие» детьми новых знаний, способа действий.
Активизиро-вать детей через смену видов деятельности с целью предупреждения утомляемости.
Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков. (Развитие фонематического слуха на материале слогов)
Поддерживать мотивацию к познаватель-ной деятельности детей, интерес к предстоящей деятельности.
Развивать логическое мышление, связную речь.
Развитие фонематического слуха в словах.
Развивать умения дошкольников аргументировать свой ответ, развивать логическое мышление, внимание
Игра «корзиночка с яблоками»
Воспитатель: - Ребята, на нашем пути стоит дерево.
Воспитатель: - Как оно называется.
Воспитатель: Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди унесли Иванушку? Яблонька шепнула, что сначала надо поиграть, а затем она нам поможет. Нам с вами надо собрать яблоки и разложить по корзинкам (1 корзина со звуком О, 2 без звука О)
(Картинки : оса, обруч, овал, осел, облако, кот, волк. Картинки : лук, бант, шар, лиса где нет звука О.)
Воспитатель: Яблоня дала нам подсказку, нам нужно двигаться у речке (приклеенная картинка речки на яблоньке)
Воспитатель: К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Воспитатель: А вот и речка на нашем пути, может она знает, куда гуси – лебеди полетели.
Ребята смотрите в речке плавает рыбка да непростая, а волшебная. У рыбки тоже есть для нас задание. Нам нужно правильно его выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню? (Воспитатель берет рыбку и читает задание).
Рыбка хочет проверить, хорошо ли вы слышите все звуки. Через речку переправится тот, кто повторит цепочку слогов без ошибок:
Игра «повтори за мной»
ба- па, ка – га, за – са, ча- тя.
Ба – па - ба, та – да - та, ка – га - ка,
са – ца - са, жа – ща - жа.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Все у нас получается. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.
Воспитатель: А это, что на нашем пути?
Воспитатель: Спросим, может она знает, куда гуси-лебеди полетели.
Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели?
Ребята, печка приготовила испытание «Да или нет?» после, которого, даст подсказку (если Да хлопают в ладоши, нет топают ногами)
- Кошка по небу летает. нет
- Мама дочку умывает. да
- Жучка двор наш подметает. нет
- Сыр всю мышку покусал. нет
- В шляпе варится компот. нет
- А по крыше бродит кот. да
- Мы играем хорошо? да
- Будем мы играть ещё? да
- Зимой бабочка летает. нет
-Лошадь меньше воробья. нет
- А теперь игре конец.
Воспитатель: Ой, а кто это пищит.
Воспитатель: А, где она? Давайте посмотрим за печкой. Воспитатель: Мышка норушка, может ты нам поможешь Иванушку вернуть. Мышка подготовила для нас задание. Послушайте какое. Каждый звук важен, когда мы произносим слово.
Мышка хочет, чтобы вы правильно ее называли и никогда не путали с другими словами. Я буду произносить слова на правильно назову (мышку) только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.
Шишка, пышка, крышка, мышка, мартышка.
Вот видите, один или несколько звуков изменили, и уже не то слово получается.
(Входит Иванушка)
Воспитатель: Молодцы ребята, с заданием справились и спасли Иванушку.
Ваня: Спасибо вам ребята.
А за то, что вы старались, слушали и улыбались,
Я вас всех благодарю
И подарочки дарю.
Яблоня
раскладывают яблоки по корзинкам
Дети повторяют слова и делают движения в соответствии с текстом.
Повторяют слоги
Это печка.
Дети если Да хлопают в ладоши, нет топают ногами
Мышка
Дети внимательно слушают
Ответы детей
Умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать и делать выводы.
Умение детей вступать и поддерживать контакт со взрослыми и сверстниками.
Формировать восприятия речи в процессе произношения слогов.
8-10 мин
5. Самос-тоятель-ные полные ответы на вопросы Развивать умения проводить опыт, опираясь на знания, развивать умения делать логический вывод, поддерживать познавательный интерес детей. Воспитатель: ребята давайте расскажем Иванушке, кого мы видели, где были, и что сделали чтобы его спасти. Какое испытание было самым интересным? Отвечают
Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное.
Ваня внимательно слушает детей
Участие в диалоге, ответы на вопросы, высказывание своего мнения, основываясь на имеющихся представлениях, на увиденное, вспоминание ранее усвоенного.
Развитие умения ребенка общения со взрослыми.
Активизация словарного запаса. 4 мин
6. Заключи-тельная часть.
Итог ОД. Систематизация знаний.
Подвести итоги деятельностиполучить обратную связь от воспитанников и завершить работу.
Продолжать развивать навык построения высказывания. Ну а теперь нам пора возвращаться в садик, а для этого
Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)
Дружно топнули ногой. (топают)
Всё, во что мы, здесь играли. (слушают)
Мы запомнили с тобой. (слушают)
До свиданья всем сказали, ( говорят: «До свиданья»)
И отправимся играть.
Дети отправляются обратно повторяют слова в соответствии с текстом делают движения.
Умение слушать и запоминать услышанное.
2 мин
7. Рефлек-сия.
Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки. -Надеюсь, вам со мной было интересно! Ваши улыбки мне об этом расскажут! Давайте сфотографируемся все вместе на память о нашей встрече с вами. Фото на память.
- До свидания, ребята! Дети фотографируются с воспитателем. Используется телефон для фотосъемки. Формирование элементарных навыков самооценки. 1-2 мин