Гурьева Галина Михайловна
Опыт работы «Театральная деятельность в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучив исследования по театральной деятельности авторов Т. Н. Караманенко, Г. В. Геновой, методическую литературу Бутаковой О. В., Власенко О. П., я определила, что по раннему возрасту по этой теме уделяется недостаточное внимание. И у меня возникла необходимость углубления работать по исследованию драматизации и театральной деятельности в раннем возрасте.
Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы герои любимых сказок, игрушек ожили и заговорили?
Публикация «Опыт работы „Театральная деятельность в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Огромную радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Малыши очень впечатлительны, сильно поддаются эмоциональному воздействию. И в силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и восторженнее воспринимать их содержание. Да, именно с детьми раннего возраста я занимаюсь театральной деятельностью. И это здорово! Доброе, умное, правдивое, честное, чуткое закладывается в этом возрасте. Все кукольные театры основаны на любимых сказках. Мы все взрослели на этих сказках. Это целый таинственный, загадочный, сказочный, волшебный мир!
Ведь без сказок невозможно полноценное развитие ребенка – это фундамент нравственности. «Сказка затрагивает самые важные пласты психики: речь, память, мышление, воображение, открывает человеческие ценности» - писали Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин, Т. В. Зуева.
Через сказку ребенок учится думать, оценивать поступки героев, например: в сказке «Колобок»- не хвастаться, в сказке «Репка»- дружба, взаимопомощь, в сказке «Маша и Медведь»- смекалку, развивает память, речь и познает огромный окружающий мир.
Мы знаем, что в раннем возрасте целесообразно знакомить детей с русскими народными сказками, потешками, загадками, считалочками, песенками. Большой вклад в собирание детского фольклора внесли такие личности В. И. Калугин, И. А. Малкович, В. И. Даль, Е. А. Авдеева, П. В. Шейн.
Русский народный фольклор – бесценная кладовая, которая позволяет ребенку проникнуться духом народа, почувствовать мелодию, ритм языка, красочность. Обогатить словарь и кругозор малыша. Это неиссякаемый источник народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи каждого ребенка уже в раннем возрасте. Весь мир оживает в сказке! Сюжет и язык в сказках должны быть простыми, красивыми и носить бытовой характер. Сказка поддерживает веру в добро и справедливость, всегда торжествовало добро, и на лицах моих малышей появляется улыбка и радостное настроение. Они видят прекрасное и наслаждаются этим чудом! Все обыденное становится необыкновенным. Удивляются, как так, маленькая и крохотная мышка помогла вытянуть репку из сказки «Репка», а девочка Машенька перехитрила большого и громадного Медведя из сказки ««Маша и Медведь». Ведь в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема мои малыши рассуждают, фантазируют, воображают, увлеченно играют, с радостью переодеваются, имитируют движения сказочных персонажей.
Малыши легче воспринимают сказки через рассказывание и поэтому оно предпочтительнее. А тут еще неожиданно оживают эти сказочные персонажи в разных местах, моментах, действиях. Мои дети запоминают и осмысливают содержание коротких сказок, повторяют слова, фразы, звукоподражания.
Благодаря сказкам малыши получают положительные эмоции, радостные переживания и при этом активизируют речь. В сказке «Волк и семеро козлят» дети радуются, когда любящая мама Коза спасает своих козлят или в сказке «Курочка Ряба» они тоже остаются довольны тем, что утешением для бабы и деда является простое яичко.
Важно. Чтобы ребенок не просто слушал сказку, но и осознавал ее идею, содержание. Главное: заинтересовать и взволновать малышей, захватить их воображение. Для ребенка младшего возраста важен элемент доброго волшебства.
А чтобы достичь хороших результатов в работе, в группе накоплен богатый наглядный материал, пособия по русскому фольклору : уникальные, красочные книги - сказки, игры - вкладыши по сказкам, настольный и пальчиковый театр, изобилие разных видов театра, мягкие игрушки к сказкам, сказочные персонажи русских народных сказок и универсальная театральная ширма.
Ежедневное рассматривание иллюстраций детских книг, чтение сказок, потешек, пальчиковых игр дает свои результаты.
В народных сказках одним из главных атрибутов является русская печка. Но нашим городским и современным деткам можно только представить, что с психологическими особенностями детей данного возраста трудно сделать. Для ознакомления русской печки были прочитаны сказки: «Колобок», «Маша и Медведь», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», а затем драматизированы. Выучили потешки : «Сорока - белобока», «Ай –качи – качи - качи», «Ладушки, ладушки», провела забавные беседы, занятия: «Добрая печка», «Кормилица наша», посетили музей русской избы в детском саду и познакомились с макетом русской печки, дровами, рассматривали иллюстрации из книг с ее изображением.
У каждого ребенка с детства должен быть свой кукольный театр, и он существует в окружающем нас мире и нашем воображении.
Сейчас театр стал не только средством познания жизни, но и вехой нравственного и эстетического воспитания, которое воздействует на эмоциональный мир ребенка. Этот вид искусства вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств. Именно драматизация связывает творчество с личным переживанием каждого ребенка.
Творческие способности ребенка закладываются в раннем возрасте и поэтому важно дать ему свободное познание окружающего мира. Театральная деятельность развивает способность детей к образному восприятию мира, учит преобразовывать этот мир. Театральные игры вовлекают каждого ребенка и готовят его к творческой деятельности, активизируют его мыслительные процессы, познавательные интересы, а также овладением общения.
Куклы в театре производят на детей глубокое впечатление: малыши сопереживают все события вместе с героями, радуются вместе с ними, разговаривают с куклами, танцуют, веселятся, дают правильные советы.
И даже малоактивные малыши не остаются равнодушными. Ведь кукла, которая оживает, может и приласкать ребенка, и подбодрить его, а где-то и пожурить или дать нужный совет. Оживленная кукла становится для детей загадкой, изумлением, любопытством. И когда ребенок сам одевает куклу на руку, он становится единым целым и выражает, что его волнует, радует, интересует.
Через театр малыши и знакомятся со сказками. Самыми популярными и любимыми сказками в раннем возрасте являются : «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».
Знакомство с куклами начинается с момента поступления детей в детский сад. Сначала они зрители, а сказочный герой вовлекает малыша в совместные действия. У каждого малыша появляется любимый сказочный герой по душе, который ему симпатичен. На его появление он эмоционально откликается.
Я учу своих детей различать интонации голосов разных персонажей, выражать свойственный им характер: лисичка - хитрая плутовка, серый волк -зубами- щелк, зайчишка- трусишка, неуклюжий- мишка. Некоторые детки самостоятельно придумывают сюжет сказки на новый лад, фантазируют и воображают. Детское творчество основано на подражании, которое является основным фактором развития ребенка в его художественных способностях, без которых невозможно творческая деятельность.
Я стремлюсь пробудить в малышах лучшие чувства, чтобы они росли добрыми, искренними, целеустремленными. Через подражание ребенок самоутверждается. Мои малыши любят этот волшебный, загадочный и сказочный мир, живут и радуются этим.
Мир, созданный из добра не выдуман, он стоит на добре.