Кашфутдинова Гузель Рамзисовна
Экологическое воспитание у дошкольников в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Публикация «Экологическое воспитание у дошкольников в раннем возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи, которые стоит перед экологическим воспитанием - это взаимодействие природы и воспитанников. Необходимо уточнить представления воспитанников о растениях, учить рассматривать комнатные растения, наблюдать за домашними животными, знакомить с птицами; в процессе наблюдений показать отличительные особенности животных, птиц, рыб; учить различать по внешнему виду и вкусу наиболее распространённые овощи и фрукты; наблюдать с детьми за красотой природных явлений;
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает
- воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- развитие эстетических чувств;
- участие воспитанников в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире.
Ребёнок с раннего возраста исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него в первые, всё удивляет и радует. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия, свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте.
Мой опыт работы показал, что важно специально учить малышей всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я построила свою работу по принципу " познаю то, что вижу". Мероприятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания - нравственное поведение ребё нка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги.
В своей работе с детьми по экологическому воспитанию я использую прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за растениями, объектами и явлениями не живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек и с музыкальной деятельностью.
Провожу с малышами ежедневный уход за комнатными растениями нашего центраприроды. С воспитанниками вместе мы сажаем огород на подоконнике, поливаем и в дальнейшем ведем наблюдение за изменениями в рассадниках.
На прогулке организовываю экскурсии по территории детского сада. Экскурсии с воспитанниками в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте мира природы.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. В своей работе с малышами я использую экологические игры типа " Сад - огород "Летает, плавает, бегает; подвижные игры, например, " У медведя вобору ", " Лохматый пёс "; строительные игры: " Построим домик для зайчика ", " Строим мостик через речку".
Экологическое воспитание я осуществляю через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. Малыши не просто лепят или рисуют, они готовят угощение для наших друзей. В совместной деятельности с детьми рассматриваем и читаем книги о природе, животных. Провожу беседы на темы: "Холодно ли птицам зимой", " Как живут наши комнатные растения в выходной день" и т. п. Перед каждой такой беседе, я ставлю перед собой цель не только пробудить у малыша интерес к природе, показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Работая с воспитанниками по теме "Экологическое воспитание ", я учу каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Поэтому очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, развлечениях. В нашем дошкольном учреждении заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными, они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остаётся без внимания. В рамках районного проекта «Выходные всей семьей» мы совместно с детьми и родителями посетили ГБПОУ Уфимский Лесотехнический Техникум, Учебно-Опытное Хозяйство Лимонарий. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, я способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой
Я считаю, что экологическое воспитание способствует всестороннему развитию ребёнка. Оно направлено на развитие познавательных интересов, на развитие личности ребё нка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольника, его мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводиться она незря! Наблюдая за растениями и животными, ухаживая за комнатными растениями, малыши стали замечать то, на что раньше не обращали внимание. Теперь они с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Постоянное общение ребёнка с природой даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряжённость, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение.