Елена Кузнецова
Театрализованные игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Театрализованные игры в детском саду»
Подготовил: воспитатель Филиала №1 «САДКО» МБДОУ №130
г. Пензы «Росток»
Кузнецова Елена Сергеевна
Пенза, 2023
Театрализованные игры в детском саду
Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство. Использование театрализованной деятельности в ДОУ позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач:
Публикация «Театрализованные игры в детском саду» размещена в разделах
- формирование и закрепление разносторонних представлений о действительности;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений,
- развитие мелкой и крупной моторики,
- развитие монологической и диалогической речи, обогащение словаря,
- обучение умению планировать свои действия, развитие произвольности,
- овладение выразительными средствами общения, как вербальными, так и невербальными,
- развитие эмоциональной сферы,
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности,
- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности,
- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе,
- приобщение к художественной литературе.
Основным вариантом театрализованной деятельности в ДОУ является театрализованная игра.
В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Она близка и к сюжетно-ролевой игре, и к игре с правилами (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин). Однако в ней отсутствуют отношения состязания (в отличие от игры с правилами, а сюжеты часто берутся из литературных произведений (тогда как в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления). Также в театрализованной игре может быть конечный продукт – поставленный спектакль, инсценировка (Н. Ф. Губанова).
В литературе существует несколько вариантов классификации театрализованных игр. Остановимся на классификации, предложенной Л. В. Артемовой, которая делит театрализованные игры на игры-драматизации и режиссерские игры.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях ребенка. Он сам становится исполнителем роли, используя собственные средства выразительности – мимику, пантомимику, жесты.
К играм-драматизациям относят следующие.
- Игры-драматизации с пальчиковыми куклами. Куклы ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу сюжета ребёнок действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
- Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх используют специальные куклы, состоящие из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы. Куклы обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
- Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В режиссёрской игре ребенок не является действующим лицом. Он становится «режиссёром» : создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация.
Сюда относят следующие виды театра.
- Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
- Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
- Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
- Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
- Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи (или руки) и источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
В разных возрастных группах театрализованные игры имеют свои особенности. Рассмотрим эти различия подробнее.
Младшая группа
В этом возрасте происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой. Ребёнок использует фигурки пальчикового театра совместно со взрослым. Формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев.
Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а только подражают им, копируя внешние черты. Драматизации как таковой ещё нет, но её элементы воспитатель может добавлять в занятия, перевоплощаясь в персонажей, меняя интонацию.
Используются:
- настольный театр игрушек;
- настольный плоскостной театр;
- плоскостной театр на фланелеграфе;
- пальчиковый театр.
Средняя группа
Для детей становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей.
Используемые тексты усложняются: их содержание несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку, и языковые средства становятся интереснее и разнообразнее.
Происходит расширение театрально-игрового опыта детей : малыши осваивают игры-драматизации и настольный театр, коллективные режиссерские игры, в которых детям предоставляется больше самостоятельности.
Используются разные виды настольного театра :
- мягкой игрушки;
- деревянный театр;
- конусный театр;
- театр народной игрушки;
- плоскостных фигур;
- театр ложек;
- театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т. д.
Старшая группа
Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей. Это период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью.
Дети более активно используют разные виды игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые). За счёт этого происходит частичный переход игры в речевой план. У детей появляется интерес к играм «с продолжением» сюжета.
В старшей группе, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди-куклы.
Подготовительная группа
Усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т. д.
Детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета.
Происходит совершенствование приобретённых навыков.
Театрализованные игры в детском саду способствуют активному творческому, эмоциональному и психофизическому развитию дошкольников. Ответственный подход к выбору различных видов игровой деятельности и их комбинирование, а также выполнение методических требований позволяют достигать максимальных результатов в этой сфере.