Ольга Александровна Андреева
Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД №9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
«Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений»
Цель работы:
формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение их в театральную деятельность.
В ходе работы педагог должен решать следующие задачи:
Публикация «Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Развивать социальный и эмоциональный потенциал ребёнка
2. Формировать умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, представлять образ персонажей
3. Развивать умение детей выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах
4. Воспитывать умение сопереживать героям произведений
5. Развивать творческую инициативу, желание участвовать в театрализованных играх
6. Побуждать детей вступать в диалог друг с другом, адекватно реагировать на эмоциональные состояния взрослых и сверстников.
Занятия театрализованными играми включают в себя не только постановку спектаклей, детям предлагается самостоятельно разыграть сценки, в которых разыгрываются маленькие сюжеты, используются настольный объемный и плоскостной театр, пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо, театр на рукавичках и т. п.
Самостоятельная творческая деятельность детей возможна при условии создания развивающей предметно-пространственной среды, поэтому при реализации данного направления работы педагогами группы, был разработан и создан универсальный творческий центр «Театральный уголок», в котором представлены:
– атрибуты для театрализованных игр;
– различные виды театров;
– настольная ширма;
– костюмы для переодевания;
– игрушки-заменители для самостоятельных режиссерских игр.
Обогащению театрализованной деятельности детей способствует изготовление и использование различных видов театров, таких как: би-ба-бо, настольный театр, театр на фланелеграфе, магнитный театр, конусный театр, пальчиковый театр, «Театр в лицах» — маски героев, шапочки, театр плоскостной для индивидуальной работы, или игры малыми группами, театр на ложках, теневой театр.
Перечисленные виды театров вводились в игровое пространство группы постепенно и сменяли друг друга, для того, чтобы у детей не пропал интерес их использовать в самостоятельной деятельности.
С целью изучения и запоминания сказок, рассказов в книжном уголке сменялись подборки художественной литературы, в зависимости от сезона и интересов детей, подобраны альбомы с иллюстрациями известных произведений.
Книжный уголок был пополнен книгой (лепбук) о театре сделанной в группе
Для более эффективного развития коммуникативных умений и обогащения словарного запаса детей, педагогами в группе создана медиатека из аудио-сказок, читаемых актёрами под музыкальное сопровождение и видео-сказок. Сказки используются в режимных моментах в течение дня, в свободной, и в организованной образовательной деятельности. Дети слушают и воспринимают выразительную диалогическую и монологическую речь, в дальнейшем имитируют отдельные слова и выражения в свободной игровой деятельности, в следствии чего, обогащается словарь и развивается грамматически правильная диалогическая речь.
В своей работе я практикую обязательное использование инсценировок. Не у всех детей все получается. Некоторые дети, стесняются выступать на утренниках перед большой аудиторией, а в группе своих сверстников, чувствуют себя более уверенно, раскрепощенно.
Наш ДОУ использует в работе парциальную программу «Театральная карусель», ежегодно педагоги и дети участвуют в проектной деятельности по театрализации. Педагогами с детьми ставятся спектакли. В результате этой работы была установлена положительная динамика межличностных отношений детей. Они стали более дружными, а замкнутые дети через игру стали более раскрепощенными, гиперактивные, стали ответственнее относиться к поручениям
В подготовке к представлению участвуют сами дети. Здесь подразумевается обсуждение его содержания, организация праздничной среды и распределение ролей. Когда дети являются действующими лицами, проявляется и упражняется их активная речь. Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не только уметь говорить, но и надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
В рамках проекта по театрализации дети рисуют, раскрашивают, лепят, делают аппликации, изготавливают кукол для театра
Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Огромную помощь в подготовке спектаклей оказали родители. Они готовили костюмы и изготавливали атрибуты к спектаклям. И родители, и дети с большим нетерпением ждали очередного спектакля.
Сделали эскизы декораций, вырезали их из ДСП и раскрасили
Были изготовлены афиша, приглашения для гостей, билеты для зрителей
В рамках проекта дети группы участвовали в конкурсе детских рисунков «Сказки дедушки Корнея»
Театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.