Вероника Бабаева
«Театрализованная деятельность на занятии драма»
▼ Скачать + Заказать документы
Бабаева Вероника Юрьевна
воспитатель НУУЦ «Erfolg»
Современный Казахстан движется в ногу со всеми мировыми державами, будущий Казахстан, это здоровое поколение умных,интеллегентных и высоко интеллектуально развитых молодых людей, задатки здорового поколения формируются в раннем детстве, понимая это министерство образования утверждает новую типовую программу дошкольного воспитания и обучения.
Публикация «„Театрализованная деятельность на занятии драма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель программы:формирование у детей духовно - нравственных ценностей,знаний,умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, воспитание общечеловеческих ценностей,патриотизма и толерантности, основанных на общенациональной идее «Мгілк Ел», а также социально-психологичскую, личностную,волевую, физическую и интеллектуальную подготовку детей к школе. (Типовая программа от 12.08.2016 года №499)
В связи с чем возникла актуальность введения в организационную учебную деятельность нового предмета : драма. К концу учебного года у детей должны быть сформированы следующие навыки: взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе подготовки театрализованной постановки;выражает своё отношениние к поступкам литернатурных персонажей;оценивает его с точки зрения нравственных норм и представлений. (Типовая программа от 12.08.2016 года №499) Руководствуясь в своей работе «Типовой программой»,педагоги на занятиях по драме широко используют театрализованную деятельность.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Что может сравниться с таинством театрального действия? Огромные,широко открытые глаза детей, которые смотрят на то,как оживают герои их давно любимых сказок,а как передать чувство благодарности и гордости,когда ребёнок сам причастен к этому волшебному миру сказки и миру «оживления»сказки?
Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.)
На занятиях по драме дети попадают в совершенно другуой мир,они учатся оценивать поступки героев, понимают и дают оценку отрицательным качествам:жадность,трусость, ложь, а также положительным качествам:взаимопомощь,чувство сострадания. Дети учатся выражать свои эмоции,учатся негодовать,делать анализ поступков. Кроме того,на занятиях по драме актуальны выступления детей перед аудиторией, что очень сильно стимулирует ребёнка. Ребёнок должен не просто выступить перед аудиторией,но при этом он должен понимать,что является одним из звеньев целого механизма под названием «Театр»,что именно от него зависит,как,с каким успехом пройдёт представление,таинство и каков будет результат. Это осознание стимулирует ребёнка,а также даёт понять свою значимость в коллективе. Иногда ребёнку тяжело высказать педагогу и окружающим его людям,свои мысли,переживания,эмоции,занятия драма,могут являться такой отдушеной,где ребёнок проживает какие-то эмоции,проговаривает и даёт характеристики героям,но при этом делится своими переживаниями. Грамотный и внимательный педагог своими наводящими вопросами «а как бы ты поступил?», «а ты уверен,что герой поступает правильно?», может понять степень переживания ребёнка. Театрализованная деятельность служит инструментом развития чувств ребёнка,приобщает ребёнка к миру духовных ценностей. Современный мир,это мир иноваций,технического прогресса,мы,как педагоги за частую становимся свидетелями того,как маленькие дети,с лёгкостью умеют решать логические задачи,легко делают умозаключения,пользуются компьютерными новинками,но при этом, с большой лёгкостью проходят мимо слёз сверстников, не умеют сопереживать, радоваться победам других детей,проявляют равнодушие и своего рода даже чёрствость. Поэтому перед педагогами возникают следущие проблемы:
• Как разбудить в детях желание познавать мир, как донести до них то,что именно
они являются частью мира?
• Как разбудить в их душах желание трудиться:сопереживать,помогать тем,кто
рядом?
• Как сделать жизнь в творчестве нужной ежедневно?
• Как научить фантазировать и желание ежедневно творить чудо и жить с
осознанием того, что чудо возможно?
Самый короткий путь, это путь через игру,творчество. Путь,которым педагоги пользуются всегда,но теперь у педагога появилась ещё одна дорога и это драма. в большом мире театра каждому найдётся занятие «по душе»,ведь не все дети могут свободно чувствовать себя на сцене,кто-то прекрасно справится с ролью декоратора,а кому-то по вкусу роль мастера по костюмам,а кто-то из детей,с лёгкостью переделает сказку,придумает развитие сюжета по новому. Театр-это мир,в котором ребёнок должен осознать своё право на чудо.
Кроме того,что театрализованная деятельность решает вопросы нравственного воспитания, она помогает вырабатывать такие качества,как дисциплинированность, ведь репетиционный процесс-это процесс длительный и трудоёмкий,ребёнку приходится отказываться от ранних уходов домой. Дети,даже говорят родителям «приходите попозже» показывая тем самым значимость. расставляя приоритеты. На ряду с дисциплиной, вырабатывается трудолюбие,ведь ребёнок осознаёт,что от его результата труда,зависит общий успех предприятия.
Кроме воспитательных задач,а они очевидны,это и трудолюбие,и самовоспитание,и самодисциплина,занятия решают образовательные задачи,ребёнок старается следить за своей речью,контролирует,что он произносит и как. На занятиях по драме дети учатся проговаривать слова,предложения,используя разную интонационную выразительность голоса,силу голоса,проговаривают скороговорки,чистоговорки. Всё это решает образовательные задачи. Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г. А. Волковой (И. №4) по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога,
Любое прикосновение к театру,будь-то занятие драма,будь-то театральная постановка, создаёт у ребёнка позитивное настроение, приобщает ребёнка к миру праздника и радости, делает мир ребёнка ярче. Благодаря театрализованной деятельности ребёнок начинает воспринимать мир не столько умом,сколько сердцем,ребёнок начинает анализировать поступки и составляет критерии добра и зла. Вот именно в этот момент и важно рядом нахождение грамотного педагога рядом с ребёнком,который не отмахнётся от каких-то вопросов ребёнка,а поймёт переживания ребёнка и его опасения. Ведь даже один персонаж дети могут воспринимать абсолютно по разному,на первоначальном этапе этот анализ зависит полностью от воспитания в семье,для кого-то волк-это герой, так и надо,нужно всегда за себя постоять и не давать себя в обиду,а для другого ребёнка тот же волк-это тот, кто обижает беззащитных и заслуживает порицания. Вот здесь и важно руководство педагога,его умение направить ребёнка,помочь дать оценку. разобрать поступки героев,а в конце перевоспитать отрицательногогероя, представив,что он будет делать,если станет добрым и отзывчивым.
Известный детский психолог Н. Н. Поддьяков написал так: «Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений. Яркие, положительные эмоции — основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка».
Конечно мы,как педагоги,понимаем,что далеко не все дети будут актёрами,но навыки, полученные на уроках драмы обязательно пригодятся им в жизни. Умение выражать свои мысли,переживания,умение давать оценку поступкам окружающих,умение сопереживать, умение принимать решения в нестандартных ситуациях будет ценно всегда и в любом возрасте,а навык выступления на сцене театра,послужит хорошим толчком. поможет в дальнейшем уверенно держаться и не бояться большой аудитории.
В заключении стоит отметить,что занятия драма,направлены на обучение,развитие и воспитания детей. Мир театра многогранен и позволяет решить все эти задачи,а результатом служит театральное представление, на котором удовлетворение получают все: родители,потому что наблюдают за своими детьми,педагоги,потому что знают,какая работа проделана,через что пришлось пройти,чтобы прийти к такому результату,ну и дети, которые ощущают себя настоящими героями,большими личностями. Вы только представьте. свет,занавес,фонфары,серьёзные дети,счастливые родители,ну и педагоги, которые облегчённо вздыхают,так как всё уже позади!
Я уверенна, что ради такого результата стоит потрудиться всем!
Список используемой литературы:
1. Типовая программа обучения и воспитания от 12.08.2016 года №499
2. Теплов Б. М. Способности и одарённость // «Учёные записки Гос. НИИ психологии», 1941, т. 2.
3. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. : В 2. т. Т. 1. М., 1983. 392 с.
4. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. : В 2 т. Т. 2. М., 1983. 317 с.
5. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 6—20.
6. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
7. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. —М. : Педагогика 1985. —200 с.