Страшко Юлия
Восстановление высших психических функций после черепно-мозговой травмы
▼ Скачать + Заказать документы
Наряду со специальными логопедическими методами тренировки речи, чтения, письма и счета в реабилитации этих больных находят применение специальные приемы лечебной физкультуры (ЛФК) с упражнениями для речевой мускулатуры, специальный логопедический массаж, растормаживание речи с помощью средств невербальной коммуникации, электростимуляция оральных мышц, выработка правильной очередности двигательных актов при апраксии, восстановление когнитивных функций – внимания, памяти. В процессе такой работы с пациентами основное внимание обращается на речевые функции. Специальные методы нейропсихологической реабилитации адресованы поврежденным или блокированным участкам коры головного мозга, располагающимся в доминантном полушарии.
Особенностью современной когнитивной реабилитации является все более широкое внедрение в ее практику новых технологий. В. Н. Григорьева и В. Н. Нестерова в своей работе особое внимание уделяют видеотерапии. Авторы утверждают, что видеозаписи предоставляют пациентам с нарушением осознания болезни (анозогнозия при поражении теменных долей либо снижение критики при лобной дисфункции) конкретную и объективную обратную связь, позволяют осуществлять микроанализ поведения в любой из его моментов, помогают точнее определять терапевтические задачи.
Среди модернизированных методов когнитивной реабилитации, применяемых больными с наличием КН, у пациентов с очаговым поражением головного мозга, в т. ч. посттравматического генеза, являются компьютерные стимулирующие программы [45–48].
К основным преимуществам данного способа реабилитации относится возможность повысить «игровую» мотивацию больных, что делает процесс реабилитации более привлекательным, повышая эффективность восстановительного лечения; проводить занятия врачу общего профиля, инструктору ЛФК или родственникам больного на всех этапах преемственной реабилитации; регулировать степень нагрузки. Не менее важен социально-экономический аспект – возможность снизить затраты на восстановление высших психических функций и исключить необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала.
Примером одной из таких программ является способ коррекции КН, разработанный на кафедре нервных болезней КрасГМУ [47], в частности, включающий задачу на опознание больным изображения предмета на «зашумленной картинке». Распознавание предмета, изображенного на «зашумленной картинке», больной осуществляет путем узнавания и выбора предмета из предоставленных вариантов, при этом плотность зашумления картинки постепенно уменьшается. На выполнение задания отводят время, по истечении которого оценивают задание с демонстрацией больному оценки на экране монитора.
Среди иностранных аналогов тренировочных когнитивных программ существует способ восстановления под названием «A Game System for Cognitive Rehabilitation» [49], а также набор программ, разработанных компанией «Физиомед».