Получи документы

Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений

Ермолаева Елена
Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. У детей с ОНР отмечаются нарушения всех сторон речевого развития, и одна из них просодическая сторона речи. Речь детей отличается монотонностью, невыразительностью, затруднена передача основных видов интонаций. Имеют место нарушения темпа, ритма речи.

Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.

Публикация «Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений» размещена в разделах

Следует также подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес.

Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. Я считаю, что в этом логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности. С её помощью образовательный и коррекционный процессы проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения. Она позволяет совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность ребенка, положительно влияет на звуковую культуру речи, ее интонационный строй, содействует обогащению активного словаря детей. Кроме того, театрализованная игровая деятельность, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств.

Главной целью использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие у них мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Задачи, которые мы успешно решаем в ходе работы над театрализацией :

1. Развитие артикуляционной моторики.

2. Развитие мимики и пантомимики.

3. Развитие просодической стороны речи.

4. Пополнение и активизация словаря.

5. Автоматизация и дифференциация звуков.

6. Совершенствование звуковой стороны речи.

7. Развитие грамматического строя речи.

8. Совершенствование монологической и диалогической форм речи.

9. Воспитание культуры речевого общения, умение действовать согласованно в коллективе.

10. Совершенствование мелкой моторики пальцев рук и координации движений.

11. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

Элементы театрализованной деятельности использую в различных направлениях коррекционной работы, уже на начальных её этапах.

Облачаю артикуляционную гимнастику в театральную форму : «Покажи, как волк скалит зубы», «Как облизывается кошечка?», «Как кошка локает молочко?»и т. д.

При проведении артикуляционной гимнастики использую логопедические куклы: собаку Гава и обезьянку Мими. Голова обезьянки сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык. Манипулируя языком куклы, детям демонстрируются артикуляционные движения, уклады. Во время проведения артикуляционной гимнастики обезьянка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Обезьянка также может показывать детям пальчиковую гимнастику или физкультминутку. Когда дети хорошо освоят упражнения, им предлагается самим управлять куклой.

Эти забавные игрушки также можно использовать на фронтальных занятиях просто как занимательные персонажи, создающие благоприятный эмоциональный настрой и повышающие заинтересованность детей.

На начальных этапах обучения использую игровые упражнения, направленные на развитие мимики и пантомимики.

Развитие мимики:

• Съешьте кислый лимон. Дети морщатся.

• Рассердились на драчуна. Дети сдвигают брови.

• Встретили друга. Дети улыбаются.

• Испугались забияку. Дети приподнимают брови.

Развитее пантомимики :

• Расцвели, как цветы.

• Завяли, как травка осенью.

• Полетим, как птицы.

• Идет медведь по лесу.

• Крадется волк за зайцем.

Большое внимание на логопедических занятиях отводится упражнениям на развитие дыхания, формированию длительного выдоха, целенаправленной воздушной струи. Здесь не обходится без театрализованных игр : «Ты тихий ветерок, который еле колышет листья деревьев», «Ты ураган, который разрушит дом».

Упражнения на развитие силы голоса : Упражнение «Машенька заблудилась» (тихо-громче-громко проговариваем «ау», «Песенка Козы»(высоко, «Песенка волка»(низко).

Использую элементы театрализованной деятельности в развитии просодической стороны речи. Например, дети любят игру «Инопланетяне», когда я рассказываю им историю о жителях другой планеты, которые разговаривают на необычном языке и предлагаю повторить слоговые ряды различной сложности с различной интонацией.

В игре «Звериные скороговорки», дети, надев маски зверей, повторяют чистоговорки или скороговорки, подражая голосам этих зверей. Можно также предложить детям повторить разные чистоговорки с вопросительной, восклицательной интонацией, используя мелкие игрушки, кукол театра «би-ба-бо». А можно предложить другой вариант заданий, когда ребенок повторяет одну и ту же фразу, наделяя своих героев различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, обида, удивление). Важно давать детям возможность самостоятельно придумать имя своему герою, подобрать для него новую интонацию. Такие виды заданий способствуют эмоциональному развитию детей.

Для автоматизации звуков использую игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук – Ж, комар – З, змея-шипелка – Ш и т. п. При этом можно придумать целые этюды: жук и змея делят картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш. А змея очень сердится, когда слышит неправильное произнесение звука –ш-.

Особое внимание хочу обратить на использование в работе по формированию правильного звукопроизношения театра кукол «би-ба-бо» и пальчикового театра. Дети управляют куклой при помощи движений пальцев и кистей рук, в результате чего они становятся более подвижными и гибкими. Им приходится внимательно следить за всеми движениями куклы – это развивает внимание, мышление, память. Ребенку предлагается объяснить своей кукле, как должны работать язык, губы. В этой ситуации ребенок выступает в роли логопеда. Можно предложить ребенку выполнить руками куклы хлопки, произнести правильно закрепляемые звуки в слогах, словах. Вместе с куклой пройти по звуковой дорожке.

У меня в кабинете есть ещё куклы Буратино и Незнайка, которые я с удовольствием использую на фронтальных и индивидуальных занятиях. Буратино, по моему замыслу, не умеет правильно произносить звуки, а Незнайка неправильно образует и употребляет слова. Куклу Незнайки можно использовать в различных заданиях при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать правильно деформированную фразу («Исправь Незнайку»). Детям очень нравится помогать этим героям, если те чего-то не знают или не умеют.

Далее переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ логопеда дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые фомы слов (водичка, солнышко, котенька, деточка, роток, зубок и т. д., одновременно усваиваются не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. ( Например: серенькая кошечка, масляна головушка, коза рогатая, береза белая). В произведениях народного творчества встречаются и числительные. Знакомясь с ними дети как правило непроизвольно запоминают числовой ряд.).

Заключительным этапом в театрализованной деятельности является участие детей в сказках-драматизациях и сценках. Работа эта строится поэтапно: на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки; на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки; на третьем этапе дети выполняют рад творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.); на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т. п. Определенная роль, диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться, пополнять словарь, совершенствовать грамматический строй и связную речь. Подразумевается последовательное усложнение речевого материала и увеличение его объема. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров : настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Работая над персонажем, ребёнок подражает его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется самоконтроль над собственной речью, дети становятся менее замкнутыми. А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи.

Театр развивает детей, превращая это развитие в увлекательное путешествие в мир радости, сказки и перевоплощений. Именно за это театрализованную деятельность так искренне любят дети, а педагоги получают колоссальное удовольствие от возможности совместить «приятное с полезным».

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 18:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Ермолаева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД