Самбуева Лариса
Консультация «Театр в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр в жизни детей»
Я, Самбуева Лариса Александровна, работаю педагогом-организатором в МАУ ДО ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ.
Работая педагогом дополнительного образования, разработала образовательную программу театрально-игрового объединения «Улыбка». Программа направлена на удовлетворение эстетических потребностей личности, способствует формированию ее сознания, расширять жизненный опыт, способствует духовному, социальному и профессиональному становления личности ребенка. Программа предназначена для работы с детьми и подростками 9-15 лет, рассчитана на 3 годичный срок реализации.
Публикация «Консультация „Театр в жизни детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В программе выделяю основные программные направления развития ребенка:
1. Эстетическое развитие
Создание условий для:
Формирования у детей эстетического отношения к миру, развитие ребенка средствами театрального искусства.
Формирования умений понимать и ценить произведения искусства и творчества.
Развития творческих способностей ребенка.
Формирования умений интегрировать различные виды деятельности.
2. Познавательное развитие
Создание условий для:
Формирования умений обобщать способы и средства своей деятельности.
Развития творческого мышления.
Формирования интереса к ознакомлению с ценностями театрального искусства и культурных ценностей России.
3. Социальное развитие
Формирования у детей навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.
Свободы выбора ребенком разных видов деятельности, для самореализации и ситуации успеха для каждого ребенка.
Цель программы:
Создание условий для:
-развития личности ребенка, формирования его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание;
-развития творческих способностей, образного мышления, воображения.
-формирования представления о театральном искусстве.
-раскрытия индивидуальных способностей воспитанников.
-развития у детей культуры поведения, понятия красоты всего окружающего.
Достижение целей планируются при решении ряда задач:
-формирование у детей умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
-приобретение навыков самостоятельной работы; умение работать сообща, помогая друг другу;
-умение воспринимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.
- Воспитание чувства ответственности перед коллективом.
- Сформировать представление о театральном искусстве
- Развить творческие возможности учащихся
Ожидаемые результаты :
- Сформирование у детей представление о театральном искусстве.
- Приобретение навыков свободного общения со сверстниками
- Сформировать нравственно эстетический взгляд
- Научить выражать чувства в словах, в пластике
- Раскрыть индивидуальные способности ученика
- Развитие грамотной речи у детей
- Развитие у детей культуры поведение, понятия красоты всего окружающего.
- Приобретения навыков свободного общения со сверстниками.
- Приобретут умение определять зону своего ближайшего развития.
Работа с детьми осуществляется в 3 группах (Дети первого, второго и третьего года обучения)
В начале учебного года на занятиях выявляются способности детей. Налаживается сотрудничество между детьми в коллективе. Усилие руководителя направлены на создание работоспособного творческого коллектива. Основной задачей на этот период ставилось руководителем – помочь детям снять «зажимы» и выработать навыки работы в группе. Поэтому в начале года основная часть занятий проводится в игровой форме. На занятиях были включены и тренинговые упражнения. Игровое начало – основа всех творческих упражнений тренингов и занятий.
Посещая театральный кружок воспитанники приобретают различные знания, умения, навыки. Театральное творчество многогранно и требует многого от участника. На занятиях дети учатся действием преображать словестные образы, поскольку именно этого требует сцена.
Театральное искусство требует фантазии, интеллекта, определенной суммы знаний и жизненного опыта, а так же, специальных знаний, с природных способностей умения работать над собой. Все эти качества помогают воспитанникам социализироваться в обыденной жизни и делают более наполненной в будущем.
Актуальность данной программы определялась необходимостью успешной социализации ребенка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением. Программа имеет социально-педагогическую художественную направленность. Образовательный процесс объединяет в себе различные аспекты с театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Реализация данной программы позволила включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.
Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирования в игре жизненных ситуаций, способствует интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка.
Создание благоприятных условий жизнедеятельности детей в коллективе.
Обеспечение развития и самореализации способностей детей в процессе воспитания и обучения.
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Поддержка талантливых детей.
Учет интересов и потребностей детей.
Организация игровой деятельности.
Основные принципы построения и реализации образовательной программы:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, социальных условий обучающихся.
Системность в отборе преподавании материала, интеграции задачи и интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, социального развития ребенка, обогащение содержания образования.
Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации деятельности.
Сочетание наглядных и эмоциональных технологий обучения.
Основной формой организации образовательного процесса в кружке является групповое занятие. Так же предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.
Работа в кружке состоит из трех этапов.
Первый этап – подготовительный (дети первого года обучения).
Основной целью работы с детьми на первом этапе являлась – активизация познавательных процессов – расширение горизонтов познания, ознакомление с многообразием различных видов театрального искусства, приобщение к театральной культуре.
Детям оказывалась помощь в овладении навыками межличностного общения и совместной деятельности в группе. Выявлялись индивидуальные особенности, творческие возможности детей.
Второй этап – основной (дети второго года обучения).
Основной целью работы с детьми на этом этапе являлось оказание содействия воспитанникам в процессе самореализации и саморазвития. Формировалась внутренняя мотивация детей к развитию, к развитию собственного творческого потенциала.
Третий этап – заключительный (третий год обучения).
Основная цель – совершенствование на уровне творчества в процессе самореализации личности воспитанника.
Образовательный процесс включал в себя различные методы обучения: репродуктивный, проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения, эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Методы обучения в кружке осуществляют четыре основные функции: функция сообщения информации, функция обучения воспитанников практическим умениям и навыкам, функция учения обеспечивающая познавательную деятельность самих воспитанников.
Постоянные поиски новых форм и методов организации образовательного процесса в кружке позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально-насыщенной.
Основные формы проведения занятий с воспитанниками (младшая группа) : игра, диалог, различные виды тренингов, созерцание, импровизация. Старшая и средняя группа: лекции, тренинговые занятия, репетиции, индивидуальные занятия, занятия малыми группами.
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актерского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Воспитанники принимают участие в театральных постановках, сказках, литературных композициях. Это служит мотивацией и дает перспективу показа приобретенных навыков перед зрителями. В процессе подготовки постановок каждый ребенок пробует себя в разных ролях, играя то, что ему хочется. В старшей группе ребята сами выбирают роли.
Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренинговым занятиям, которые проводятся с учетом возрастных особенностей детей.
Так же в течении учебного года осуществляется проведение педагогического мониторинга. Методами мониторинга были выбраны анкетирование, тестирование, наблюдение. В течение учебного года осуществляется контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемый в ходе проведения анкетирования и диагностики. На начальном этапе обучения было предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а так же уровень творческой активности.
Диагностика результативности воспитательно-образовательного процесса по программе театрального кружка «Улыбка».
В начале учебного года проводится входящая диагностика: изучение мотивов участия детей в театральной деятельности. В трех группах проводится анкетирование на тему: «что привлекает тебя в театральной деятельности?». Целью данного анкетирования являлось выявление мотивов участия в театральной деятельности. Учащимся предлагалось определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
На занятиях проводились упражнения на развитие позитивного «я – образа». Цель данных упражнений – способствовать самоанализу подростков, развивать самораскрытие, самопознание, умение анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей.
Сегодня миссия педагога в современном дополнительном образовании – особая, я должна дать ребенку не только разнообразную информацию, я должна включить его в значимую деятельность. Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, личности. Сегодня основными задачами творческой деятельности в дополнительном образовании является, прежде всего, обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития, формирование культуры общения, творческого самоопределения.
«Театр» своим многомерностью многоликостью способен помочь ребенку раздвинуть рамки в постижении
«Театр» своей многомерностью, своей многоликостью способен помочь ребенку раздвинуть рамки в постижении реальности мира, заразить его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства. Игра, игровые упражнения выступают как способ приспособления ребенка к школьной среде. Многое зависит от создания доброжелательной атмосферы, которая поможет ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве.
В наше сложное время огромное значение приобретает нравственное оздоровление общества, его гуманизация. Само слово гуманизация означает человеколюбие.
Педагогическая наука давно ищет пути воспитания гармоничного, образованного и доброго человека. И один из таких путей, на мой взгляд, воспитание искусством. Искусство, прежде всего, воздействует на чувства человека, а чувства всегда очень индивидуальны. Они всегда зависят от качества личности, и каждый из нас был бы счастлив, иметь рядом такого человека, который умеет сочувствовать, сердце которого открыто для добра. Открыть эти качества в ребенке, раскрыть их, научить понимать другого человека, сочувствовать ему лучше всего помогает искусство театра.
Кроме того, театр - коллективное искусство, а значит в театральном процессе задействовано очень много людей. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других в группе, то есть приобретают навыки совместной работы, ответственность за порученное дело, взаимопомощь, то без чего театр невозможен - коллективного творчества. Но главное - театр невозможен без творчества. Театральное творчество раскрывает множество граней в любом человеке, а в ребенке особенно. Ведь ребенок активен по своей природе и ему интересно все. От каждого ребенка востребуются все его способности, заложенные от природы, возможно, те, о которых не знали и не подозревали ни ребенок, ни его родители, ни учителя.
Театральное творчество многогранно само и требует многого от участника. Дети учатся действием преображать словесные образы, поскольку именно этого требует сцена. Театральное искусство требует фантазии, интеллекта, определенной суммы знаний и жизненного опыта, а также специальных знаний, природных способностей и умения работать над собой, то есть развивать и дополнять то, что подарено природой. Все эти качества ребенку помогают социализироваться в обыденной жизни и делают ее более наполненной в будущем, а самое главное, ребенок будет интересен для окружающих. "
Бесталанных детей нет, а есть дети, занятые не своим делом. А таланты бывают разные: это и талант управления, талант общения, и артистические способности, и многие,многие другие, которые можно раскрыть только во внеурочной деятельности, занимаясь в учреждениях дополнительного образования. Не важно, какое направление ребенок выбрал: художественно-прикладное, музыкальное, туристическое, социально- экономическое, главное, что в творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Что касается театрального творчества, важно, чтобы ребенок чувствовал, что его способности востребуются, находки используются: он нужен коллективу.
Я считаю, что главное - заниматься театральным творчеством не значит делать из детей артистов. Дети приобретают не только актерские навыки, а, прежде всего навыки поведения в определенных ситуациях, чтобы каждый из них мог выразить свои мысли вслух.
Таким образом, воспитание искусством раскрывает способности и возможности ребенка, помогает преодолеть многие психологические проблемы детского и подросткового возраста. Благодаря умению держаться на сцене и творческому партнерству юные артисты приобретают коммуникативность и умение подать себя в жизненных различных ситуациях, а в будущем даст возможность безболезненно адаптироваться в обществе.
Значимым моментом при работе с детьми является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, подготовка и проведение общих праздников, совместные посещения театров, выставок, знакомство с памятниками архитектуры.
Ребята моего кружка принимают активное участие во всех мероприятиях нашего центра. Ответственно относятся к подготовке и проведению праздничных мероприятиях. В нашем центре часто проводятся различные тематические мероприятия, такие как:
Праздник осени, День Матери, Встреча Нового Года, празднование Белого Месяца, 8 марта, празднования Дня Победы и т. д. Стараюсь к своей работе активно привлекать родителей. В моей практике встречаются такие случаи, когда в кружок приходит заниматься ребенок, а затем приводит с сбой маму или бабушку, а это значит, что в семье появляется общее увлечение. Привлекаю родителей и к проведению летнего отдыха детей. Каждый год педагоги и воспитанники нашего центра, вместе с родителями выезжают отдыхать в палаточный лагерь на озеро Байкал. Такого рода совместный отдых также дает свои положительные результаты в воспитании возрастающего поколения. Но к сожалению на сегодняшний день не каждый родитель понимает насколько это важно и нужно для ребенка. В сегодняшней жизни родители много времени уделяют решению социально-бытовых проблем и не всегда интересуются успехами детей в школе, а тем более в учреждении дополнительного образования. Однако я на родительских собраниях и при личных встречах говорю о том, что занятия в кружке дают возможность стать успешным в школе, приобрести опыт общения, различные навыки и как следствие – стать спешным в жизни. Ребенок может быть неуспешным в учебной деятельности, но успешным в досуговой деятельности может каждый.
К сожалению, в моей работе есть проблемы: отсутствие средств на пополнение материальной базы кружка. Сложившаяся на сегодня ситуация в нашей жизни, в нашей республике, затронула многие социальные слои населения. Так как, наш центр дополнительного образования посещают дети из социально неблагополучных семей, многодетных и неполных семей, то дети не в состоянии приобрести необходимый инвентарь для занятий и для выступлений. Нам с детьми приходиться работать с вещами бывшими в употреблении. Стараемся своими силами мастерить различные сценические костюмы для выступления. Не у всех детей имеются денежные средства для посещения театров и различных конкурсов. Так же не хватает нужной аудио-видеотехники для просмотра различных спектаклей, нет фотоаппарата и видеокамеры. Часто приходиться приносить личные вещи из дома для пользования на занятиях и репетициях. Большая проблема, на сегодня, состоит с помещением. Нет отдельного зала для кружка, нет возможности для полноценной работы и репетиционных занятий. Параллельно в одном зале занимаются несколько различных объединений.
Администрация нашего центра старается изменить сложившуюся обстановку в нашем учреждении. Для этого прилагаются большие усилия, ведется работа. Дети не должны чувствовать себя ущербно и ограниченно в творчестве.
Важную роль в своей работе я уделяю индивидуальному подходу в обучении и воспитании ребенка. Считаю это на сегодняшний день важным моментом в своей работе. Не бывает в природе одинаковых детей, каждый ребенок индивидуален и неповторим. У каждого ребенка свои возможности и способности. Педагогу нужно уметь вовремя разглядеть и раскрыть их в детях. Я пришла к выводу, что таким детям нужно больше внимание со стороны педагога. С такими детьми нужно больше заниматься индивидуально, чтобы понять с какими трудностями они встречаются в обучении. Нужна помощь педагога в адаптации и социализации. На сегодняшний день это проблема над которой я работаю.
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании, черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление цели и основного содержания и воспитания к отдельному ребенку, а приспособлении форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень различности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности склонности и дарования каждого ребенка. И больше всего в индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные дети.