Анна Архипова
Занятие по экологии «Такая разная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, с тремя состояниями воды (газообразным, жидким, и твердым). Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег,иней, град и т. д., используя художественное слово. Прививать навыки экологически грамотного поведения в природе и быту,используя водоохранные знаки, учить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.
Публикация «Занятие по экологии „Такая разная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Ход занятия:
Воспитатель: О чем сегодня мы с вами будем говорить вы узнаете, отгадав загадку: Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (Вода)
Воспитатель: Правильно, вода.
Звучит музыка, входит инопланетянин: Куда это я попал? Что это за планета?
Дети: Это планета — Земля.
Инопланетянин: Мой корабль потерпел крушение, он так быстро падал, что я не успел рассмотреть вашу планету. Я только успел заметить, что она похожа на голубой шар. Почему?
Дети: Потому что большая часть нашей планеты занята водой.
Инопланетянин: А что такое вода, и какая она?
Воспитатель: У нас сегодня как раз разговор пойдет о воде. Оставайся у нас в гостях и узнаешь много интересного. Вода — это полезное ископаемое, и поэтому как любое полезное ископаемое она обладает свойствами. Установить их нам помогут опыты.
Опыт №1. Прозрачность воды.
Материалы и оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, две ложки.
В оба стакана кладём ложки. В каком из стаканов они видны, а в каком нет? В стакане с водой мы видим ложку, а в стакане с молоком — нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №2. Вкус воды.
Материалы и оборудование: лимон, конфета, лук, соленый огурец, трубочка. Каков вкус у огурца? (Соленый). Конфета? (Сладкая). Лимон? (Кислый). Лук? (Горький). А теперь пробуем воду на вкус. Можно ли ее назвать соленой, сладкой, кислой или горькой? (Нет). Какая вода на вкус? (Безвкусная). Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт №3. Цвет воды.
Материалы и оборудование: полоски цветной бумаги, стакан с водой.
Сравнить цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли воду назвать серой, синей, зеленой, красной? (нет). Вода не окрашена ни в один из этих цветов. Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветна.
Опыт №4. Запах воды.
Материалы и оборудование: баночки с одеколоном и с водой.
Дети по запаху называют содержимое баночек. У одеколона свой аромат. А чем пахнет вода? Понюхайте ее. Вывод: вода ничем не пахнет, она без запаха.
Опыт №5. Текучесть воды.
Материалы и оборудование: стакан с водой, пустой стакан.
Возьмите пустой стакан и стакан с водой. Перелейте воду в пустой стакан. Вода свободно переливается из стакана в стакан. Вывод: вода текуча, так как она жидкая, поэтому ее называют жидкостью.
Опыт №6. Форма воды.
Материалы и оборудование: стакан, чашка, блюдце, кубик сахара и стакан с водой.
Рассмотрим кубик сахара (он твердый). Какой он формы? (куб). Изменит ли он свою форму, если мы его положим в чашку, блюдце, на стол или в стакан? (нет). А теперь нальем воду в эту же посуду. В стакане вода имеет форму стакана, в блюдце — форму блюдца, в чашке — форму чашки. Вывод: вода не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.
Опыт №7. Пар — тоже вода.
Материалы и оборудование: термос и стекло.
Открыть термос, чтобы дети увидели пар. Это испарилась вода, то есть превратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Поместим над паром стекло, на нем выступят капельки воды. Откуда же они появились? Пар стал подниматься к верху, встретил на своем пути холодный воздух и снова превратился в воду. Вывод6 пар — тоже вода. Вода как бы совершила круг: из жидкости превратилась в пар, из пара — в жидкость. Таким образом, вода совершила круговорот. Круговорот воды происходит и в природе. Вода испаряется с поверхности водоемов и в виде пара поднимается вверх. Вверху, над землей холодно. Там пар охлаждается и образуется множество водяных капелек и льдинок. Из этих капелек образуются облака (тучи). Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя или снега.
Опыт №8. Лед- твердая вода.
Материалды и оборудование: посуда, сосулька.
Принести сосульку и поместить в посуду, по мере того, как она тает — образуется вода. Вывод: Лёд — твердая вода.
Опыт №9. Вода — растворитель.
Материалы и оборудование: три стакана с водой, соль, сахарный песок, речной песок, две ложки.
Возьмем ложку речного песка и положим его в стакан с водой. Растворился он? (Нет). В другой стакан кладем ложку сахарного песка, а в третий ложку соли. Все хорошо размешиваем. Что произошло с солью и сахаром? (Соль и сахар растворились). В стакане с сахаром вода стала сладкая, а с солью — соленая, а с речным песком — мутная. Вывод: вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода — растворитель.
Воспитатель: О каких свойствах воды мы узнали сегодня? Вода не имеет вкуса, цвета и запаха, она прозрачная, жидкая и не имеет формы. Вода — растворитель, но не все вещества растворяются в ней. Вода в природе совершает круговорот, находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Все вещества состоят из мельчайших частиц, они постоянно находятся в движении, но в твердом состоянии частицы расположены очень плотно, в жидком — немного просторнее, а в газообразном расстояние между частицами еще больше.
Поиграем в игру «Отгадай вещество» (вместо физкультминутки).
Показываю перфокарту, если вещество твердое — дети стоят плотно друг к другу, если жидкое, то они как бы перетекают из одного места в другое, если газообразное, то дети разлетаются.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно представили все вещества. А сейчас мы узнаем, всегда ли вода в природе бывает одинаковой. Послушайте загадку.
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (дождь)
Что такое дождь? Это капельки воды, которые падают с неба из облаков и туч. А кто отгадает эту загадку?
Без крыльев летает, без ног летит, без паруса плывет. (Облако)
Облака состоят из капелек воды. А о чем же говорится в этой загадке?
Вечером родится, ночь проживет, утром умирает (Роса).
Откуда же берется роса? Ночью холоднее, чем днем и поэтому пар, который находится в воздухе превращается в капельки и они оседают в виде росы.
А сейчас мы поговорим о зиме.
Он зимы большой дружок, искристый, беленький. (Снежок).
А если снежинка упадет на ладошку, что с ней прроизойдет? (она растает) Значит снег-это вода. Следующая загадка:
Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою. Лишь солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька).
Значит, весной она растает и превратится в веселую капель. А из чего состоят сосульки, вы узнаете, отгадав загадку: «Он в огне не горит и в воде не тонет» (Лед). В морозную погоду вода замерзает, образуется лед, а весной, когда тепло, он тает.
Послушайте еще одну загадку: «И не снег и не лед, а серебром деревья уберет» (Иней). А что такое иней? Это капельки замерзшего водяного пара. Он состоит из кристалликов льда. Деревья, покрытые инеем, выглядят очень красиво, необычно. Они, как бы пришли из волшебного царства. Вывод: Вода в природе бывает очень разной.
Подведем итог:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница — наша вода!
Воспитатель: надо научиться уважать ее, не загрязнять, беречь, так как на земле очень мало чистой воды. А еще мы хотим тебя познакомить с водоохранными знаками (приложение).
Инопланетянин: Спасибо, теперь я узнал о воде так много. Ой, я слышу сигналы из космоса. Это мои собратья прилетели за мной, мне пора! До свиданья. Я обязательно расскажу им о вашей планете.
Водоохранные знаки.
Загрязнённый водоем.
Знак служит не только предупреждением для любителей купания, рыбной ловли или неосторожных туристов, готовых взять воду для питья из открытого водоема, но и призывает оказать посильную помощь в его очистке.
Родник.
Знак обращает внимание путешественников на родник и это означает не только возможность пользоваться чистой водой, но и необходимость быть особо аккуратными на данной территории, исключить малейшую опасность загрязнения источника.
Чистый водоем.
Знак одновременно и разрешает и предупреждает. Указывает на возможность пользоваться чистой водой, предупреждает нерадивых туристов о необходимости поддерживать чистоту и, соответственно, запрещает все действия, несущие в себе опасность загрязнения водоема.
Не мой транспорт.
Знак запрещает мыть транспорт в водоеме.
Не стирай.
Знак запрещает стирать белье в водоеме.
Не мусори.
Не засоряй водоем.
Береги воду.
Знак служит подсказкой — как беречь воду. Он указывает: не оставляй открытым водопроводный кран без прямой необходимости, например, когда чистишь зубы, пользуйся стаканчиком.