Получи документы

«Сюжетно-ролевая игра-средство развития полоролевой идентичности дошкольников»

наталья черных
«Сюжетно-ролевая игра-средство развития полоролевой идентичности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Шинкарёва Н. А.

Черных Н. А.

Г. Иркутск 2015г.

«Сюжетно-ролевая игра - средство развития полоролевой идентичности дошкольников

Пол является одним из универсальных биологических отличий между мужчинами и женщинами и представляет собой анатомическую и физиологическую данность, то есть совокупность биологических признаков, которые являются предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу, мужскому или женскому. Помимо внешних отличий,существует определенное разделение социальных ролей, форм деятельности, разграничения в поведении и психологических характеристиках индивидов. Эти отличительные черты между полами, безусловно являются ценностью человечества как вида и необходимы для реализации самой важной функции, ради которой мы пришли в этот мир – продолжить жизнь в наших детях. Детский возраст является сензитивным периодом для формирования этих убеждений.

Публикация «„Сюжетно-ролевая игра-средство развития полоролевой идентичности дошкольников“» размещена в разделах

В современном мире существует большая проблема в том, что человечество стало забывать роли и функции соответствующие мужскому полу и соответствующие женскому полу, их отличие друг от друга. Заметна тенденция смешения мужских и женских качеств, а в некоторых аспектах даже их замена : мужчины приобрели женские особенности, а женщины приобрели мужские особенности. Эта своего рода «эволюция» заставляет задуматься и незамедлительно принять меры для восстановления представлений о социальных ролях, присущих женскому и мужскому полу.

Необходимо уже в детском саду внедрять и использовать различные способы для формирования «правильных» полоролевых представлений. Одним из способов решения такой задачи, является сюжетно-ролевая игра.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [66]

Т. А. Думитрашку, анализируя психолого-педагогическую литературу, делает вывод, что мальчики пяти лет начинают играть в «войну», «пограничников», «солдат», «космонавтов» и прочие мальчишеские сюжетно-ролевые игры. Когда мальчик подражает пограничникам, он передает в игре свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно выполнено. Такие игры воспитывают, как говорят исследователи «мужественность». [27]

Е. О. Смирнова акцентирует наше внимание на том, что возраст 4-5 лет является расцветом сюжетно-ролевой игры, в ней формируется эмоциональный мир ребенка, а игровые переживания оставляют глубокий след в сознании. Повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. [63]

Также Д. Б. Колесов считает, что суть полового воспитания состоит в овладении нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. Он определяет половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола». [36]

О. П. Нагель и О. В. Румянцева утверждают, что для формирования основ мужественности у дошкольников, современным педагогам важно определиться со стратегией воспитания мальчиков, осознать особенность типа поведения. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, старикам, и в первую очередь желание и способность защищать. Основная роль в этом отводится сюжетно-ролевой игре, как ведущей на этом возрастном этапе. [52]

Как говорит Н. Я. Михайленко, игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой [48.].

Многие работы и наблюдения отечественных исследователей таких как :Л. В. Градусовой, А. Т. Коркки, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванковой, Р. Б. Стеркиной, О. М. Гостюхиной, показывают что, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», детский сад, больницу, магазин. [25]

Д. Б. Эльконин полагает, что именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. [79]

От содержания игры Д. Б. Эльконин отличал сюжет игры. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора. Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети играют в различные по своим сюжетам игры [79].

Как указывал Д. Б. Эльконин, структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры включает следующие компоненты:

1. Роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя.

2. Мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки).

3. Игровые действия; т. к. ребенок имеет дело не с теми предметами, которые использует взрослый, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый. [80]

Ещё Д. Б. Эльконин выделяет следующие уровни развития игровой деятельности:

1. Уровень предметных действий. На данном уровне, происходит действие с предметами.

2. Уровень функциональных ролей. Возможно соотношение действие реальному.

3. Уровень межличностных отношений. Внешние социальные отношения.

4. Уровень нравственных межличностных отношений. Уровень внутренних, моральных отношений. [80]

Как отмечал Л. С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, возникают предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. [22]

По мысли Л. С. Выготского в сюжетно-ролевых играх происходит "реализация нереализуемых в жизни" стремлений ребенка к участию в жизни взрослых, осуществляется своеобразный выход накопившейся у него потребности встать на место взрослого, быть им. Однако осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей просто не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не получит в таком случае подлинного удовлетворения от игры. С другой стороны, игра в силу своего коллективного характера побуждает детей к овладению различными формами речевого общения. Она не только мобилизует их речевые ресурсы, но значительно пополняет запас речевых средств, обогащает и совершенствует их. [21]

Т. А. Репина полагает, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Формирование качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста происходит в игре, в которой создаются условия для изучения моделей реального мужского поведения и развития качеств мужественности. Именно поэтому игре должно уделяться больше внимания при организации работы с мальчиками и особенности организации таких игр должны быть методически разработаны [57].

Влияние игры на развитие произвольности ребё нка широко изучалось в отечественной психологии такими психологами как : Л. И. Божович, ЕА Бугрименко, А. В. Запорожец, АН. Леонтьев, З. В. Мануйленко, З. М. Истомина, Д. Б. Эльконин. Ими было доказано и показано, что игра упорядочивает не только поведение, но и внутреннюю жизнь ребёнка, делает её более осмысленной и осознанной. [14]

Г. Н. Волков отмечает в своих исследованиях: «Игра - удивительно богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике ее роль ценится невероятно высоко. Первые уроки жизни - здесь. Групповые интересы и взаимодействия. Межличностные отношения. Богатство общения. Лучшая из школ жизни». [19].

По мнению Э. Эриксона большое значение в формировании положительной половой идентичности имеет сюжетно–ролевая игра, которая является центром научного сотрудничества «Интерактив плюс» ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игры дети старшего дошкольного возраста познают окружающий их мир. Игра способствует установлению положительных стереотипов качеств мужественности и женственности и позволяет заложить основы эмоционально позитивного отношения к будущей роли мужчины или женщины, папы или мамы. [78]

Исследования Л. А. Абрамяна, показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции. [2]

Р. И. Жуковская, сделала вывод о необходимости проведения игр-занятий, которые стали бы важным этапом в становлении самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников. [28]

Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Он рассматривает игру как особый тип деятельности, отношение личности к окружающей действительности: «игра – это осмысленная деятельность, то есть, совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива.». Единство мотива и цели в игровой деятельности – важнейшая характеристика. Мотивы игры, по мнению Рубинштейна, определяют её сущность и заключаются в многообразных переживаниях сторон действительности, важных для ребё нка : «игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силу которых действие побуждается каким-нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на который оно направлено.» [58]

По мнению психологов: Р. А. Иванковой, Р. И. Жуковской, А. П. Усовой, наибольшее значение в воспитании взаимоотношений придается в сюжетно-ролевой игре. [33]

Н. А. Ветлугина и Т. Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей. [18]

По определению Я. Л. Коломинского, игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними. [40]

По мнению А. Н. Леонтьева, особенность ее заключается в том, что мотив игры лежит в содержании игрового действия (дети играют для того, чтобы играть). [44]

В исследованиях А. П. Усовой, показано что зарождение сюжетов относиться ещё к пред школьному возрасту, где сюжеты отрывочны, нелогичны и неустойчивы, но задают основу ролевой игры. В старшем возрасте развитие сюжета идёт от исполнения ролевых действий к ролям – образцам, где ребёнок пользуется не только игровыми атрибутами, но и разнообразными внутренними средствами изображения: мимикой, жестами, речью, действиями и отношениями. [69]

К. Гросс считал, что игра - это упражнения, определяемые инстинктами в целях их усовершенствования. Т. е., особые формы игры - особые формы инстинктов. К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. [26]

Ф. Шиллер рассматривал игру как эстетический импульс.

К. В. Зворыгина установила, что игра, имеет структуру интеллектуальной деятельности и протекает по типу решения игровых задач. Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка. Разработанный ею комплексный метод руководства формированием игры явился эффективным средством, обеспечивающим поэтапное развитие вое более обобщенных способов осуществления игровых действий у детей раннего и младшего дошкольного возраста. [31]

Д. И. Фельдштейн также указывает на ведущую роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольника. В ней развивающиеся чувства любви к родным, сочувствия близким, дружеской привязанности обогащаются, изменяются, становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровой деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, т. е. с общественной точки зрения; развиваются личностные механизмы поведения — контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. В игровой деятельности формируется система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов, в которой общественные по содержанию мотивы деятельности (стремление сделать что-то полезное для других людей) приобретают значительно большую побудительную силу, чем мотивы личной пользы или интерес к внешней, процессуальной стороне деятельности. [71]

Исследователь Коффка рассматривает игру, как другой мир ребенка. Все то, что относится к ребенку, - есть игровая действительность. То, что относится к взрослому, есть серьезная действительность. Одна и та же вещь в игре имеет один смысл, вне этого - другой смысл. В детском мире господствует логика желаний, логика удовлетворения влечения, а не реальная логика. В жизнь переносится иллюзорность игр. [42]

А. В. Запорожец считает игру первой доступной для дошкольников формой деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. Т. е. в игровой деятельности осуществляется моторное развитие ребенка. [30]

Таким образом, согласно взглядов К. Гросса, Ф. Шиллера, Е. В. Зворыгина, А. П. Усовой - игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними.

Содержание сюжетных игр в среднем дошкольном возрасте обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание.

Источник литературы:

1. Абрамян Л. А. Игра дошкольника. [Текст] /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. ; Под ред. С. Л. Новоселовой. — М. : Просвещение, 1989.

2. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. .[Текст]// Дошкольное воспитание. – 1965. - №5.

3. Волков, Г. Н. Этнокультурная направленность ценностных ориептаций. [Текст] / Волков Г. Н. // Гсгарят. 2006. - №1. - С. 12-18.

4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. .[Текст] // Вопросы психологии. 1996. №6

5. Выготский Л. С. Детская психология. [Текст] – Том 4, Москва 1984 –с. 224

6. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учеб. пособие. [Текст] / Л. В. Градусова:

7. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. [Текст] // Киев, 1916.

8. Т. А. Думитрашку // Вопросы психологии. .[Текст] 1991.? № 1. С. 22,27.

9. Жуковская, Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1988. - №10.

10. Запорожец, А. В.. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. .[Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1985. – 212 с.

11. Зворыгина, Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. .[Текст] // Дошкольное воспитание. 1989г. №5. С. - 31-40.

12. И в а н к о в а. P.A. Нравственное воспитание дошкольников в игре. [Текст] // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сборник научн. трудов НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М., 1983. - С. I04-III.

13. Колесов, Д. В. Беседы о половом воспитании. [Текст]. / Д. В. Колесов. М. : Педагогика, 1986. — 60 с.

14. Коломинский, Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн. "Народная асвета", 1999. - 340 с.

15. Коффка К. Основы психического развития. [Текст] / А. Коффка. М. -Л., 1934. 230 с.

16. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры. .[Текст] // Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.

17. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. [Текст] Пособие для воспитателя. — Издательство: «Линка-Пресс», 2009. — 96 с.

18. Нагель О. П., Репринцева Г. А. Организация предметно-пространственной развивающей среды детского сада с позиций системно-деятельностного подхода. [Текст] // 2013 – №12(2). – с. 145-150.

19. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. – М. : Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 152 с.

20. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии. [Текст]/ С. Л. Рубипштейи. -СПб. : Питер, 2005.-720 с.

21. Смирнова, Е. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной. .[Текст] //Вопросы психологии, 1996, №6.

22. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека. .[Текст] / Сост. О. В. Сухомлипская. -М. : Педагогика, 1990. -288 с.

23. Усова А. А. Обучение в детском саду. – М. : .[Текст] «просвещение», 1981.

24. Фельдштейн Д. М. Психология развития личности в онтогенезе. .[Текст] М. : Педагогика, 2005 - с. 568.

25. Эриксои, Э. Детство и общество. [Текст] / Э. Эриксон. - СПб. : Лепато: ЛСТ, 1996.-592 с.

26. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. [Текст] Избр. Психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 2001 - с. 416

27. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. [Текст] // Вопросы психологии 1971.№4.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации ребенка-дошкольника Наше внимание к игровой деятельности обусловлено её статусом в дошкольном детстве, её ведущей ролью в познавательном, социальном, физическом.

Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Доклад «Сюжетно-ролевая игра — важнейшее средство социализации дошкольников в инклюзивной группе» «Сюжетно-ролевая игра—важнейшее средство социализации дошкольников в инклюзивной группе». Юсупова Т. Г., воспитатель МАДОУ «Детский сад.

Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развитияСюжетно-ролевая игра как средство речевого развития МАДОУ Боровский детский сад "Дельфиненок" Сюжетно - ролевая игра, как средство речевого развития. Воспитатель: Гузанова Любовь Викторовна.

Ролевая игра как средство развития дружеских отношений между учащимися Одной из задач педагога является развитие дружеских отношений между учащимися во время воспитательно-образовательного процесса. Особенность.

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей В течении многих лет я уделяю много внимания интеллектуальному развитию детей. Я считаю, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой.

Сюжетно-ролевая игра как фактор развития диалога Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Известно, что основные виды деятельности  это.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников. По своему происхождению и содержанию игра является социальным явлением,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сюжетно-ролевая игра-средство развития полоролевой идентичности дошкольников»
Опубликовано: 12 марта 2016 в 17:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сюжетно-ролевая игра-средство развития полоролевой идентичности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем наталья черных в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД