Ватолина Любовь
Конспект НОД в старшей группе «Свойства глины и песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать представление о свойствах песка и глины; экпериментально подтвердить их свойства.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, любовь к окружающему миру.
Активизация словаря: сыпучий, твердая, фильтр, водопроницаемость.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Свойства глины и песка“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Материал: песок и глина, тетрадные листы, лупы, резиновая трубочка, иллюстрация пустыни, прозрачные стаканчики, вода, трехлитровая банка, веточки, влажные салфетки.
Ход
Воспитатель:
- Мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите, садитесь за столы. (Раздается голос).
-А про меня- то вы забыли? А я спешил к вам.
Воспитатель: - Ребята, кто это может быть (ответы детей)
- Да это я, Буратино. Я давно наблюдаю за вами, как вы занимаетесь интересно, как много открытий вы делаете. Шел я к вам в гости и нашел 2 мешочка, а что в них не знаю. Помогите мне разобраться.
Воспитатель: Ребята, поможем, Буратино? Давай свои мешочки. Ребята, посмотрите, что это? Как вы думаете (ответы детей) Молодцы! Садись, Буратино с нами рядом, а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.
Ребята, что можно делать с песком? (ответы детей)
Давайте проверим так ли это.
ОПЫТ №1
Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? какой он?
(он сыпучий, рыхлый)
А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу.
Что легче делать?
(насыпать песок)
ОПЫТ №2
- С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется (комочками)
-Где используется сыпучесть песка? (в песочных часах, в картинах из песка).
- Ребята, а теперь понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах? Нет
Давайте сделаем вывод: песок сыпучий, а глина нет, и они не имеют запаха.
Буратино, ты запомнил эти свойства песка и глины?
-Да, как интересно! Какие молодцы ребята!
Воспитатель: - Ребята, продолжим наши открытия.
(Показ иллюстрации "Пустыня")
Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне
(Рассказы детей)
(Рассказ воспитателя)
В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?
ОПЫТ №3
Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.
Что происходит с песчинками? Почему?
А с кусочками глины? Почему?
ВЫВОД: Песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.
Буратино: - Ребята, что-то я не запомнил, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре?
(Дети отвечают)
Ребята вы устали? Давайте поиграем.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь. кружатся
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь. танцуют
Встанем дружно все в кружок
Получается песок. Встают в круг
Грузовик песок везет. Идут по кругу, изображая руль в руках.
Удивляется народ: Останавливаются, поворачиваются
лицом друг другу, разводят руками,
делают удивленное лицо.
«Вот так чудо - чудеса, 2 раза наклоняют голову вправо – влево.
В нем песок под небеса».
(Дети садятся)
Опыт №4
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, впитывают ли песок и глина воду?
два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.
Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
Сделаем вывод: повторим его для Буратино. Запомнил? Смотри внимательно и слушай.
Опыт № 5
Воспитатель:- Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.
Опыт №5
Буратино: - Ребята давайте нальем не чистую воду, а грязную, и посмотрим что получиться.
Ребята, а песок пропускает воду? Давайте проверим. «Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает»
Берем две воронки в одной песок, в другой глина, потом ставим в стакан, наливаем воду и наблюдаем.
ВЫВОД: Глина воду не пропускает, а песок пропускает. Значит, песок может служить естественным фильтром для воды.
РЕФЛЕКСИЯ: Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? Ребята, что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Буратино: Спасибо вам ребята за помощь! Я с вами прощаюсь. До новых встреч!