Евгения Александровна Зубкова
Рабочая программа кружковой работы «Сундучок идей» для детей 4–5 лет
▼ Скачать +Заказ
Программа кружковой деятельности «Сундучок идей» с детьми средней группы на 2023–20204 учебный год
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружковой работы „Сундучок идей“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка.
Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес к изо деятельности и ручному труду.
Занятия по изо деятельности развивают сенсорные способности, способность комбинировать, пространственное мышление, мелкую моторику рук, мышление, воображение и фантазию, воспитывают любовь к родному краю, городу, стране.
Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Особая значимость дополнительного образования состоит в формировании базовых глубинных компонентов «психического стержня» ребенка, т. е. целенаправленная деятельность, результатом которой стал бы некий продукт, представляющий собой ценность и пригодный к употреблению. Эту потребность американский ученый Эрик Эриксон охарактеризовал как «чувство созидания», т. е. на смену желанию у ребенка «все разобрать», разломать приходит желание что-то смастерить, починить самостоятельно, непременно, чтобы этот продукт труда пригодился во взрослой жизни.
Формулировка: «Я сам могу это сделать, я справлюсь» — это первая формула «психологии победителя».
Система дополнительного оборудования построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных методик, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Цель программы :
Формировать у детей 4 – 5 лет эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Задачи программы :
Образовательные:
- Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Развивать любовь к прекрасному, эстетическое восприятие, креативное мышление и личность ребенка.
Воспитательные:
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Основные методы работы :
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов. Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия. Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы. Форма обучения: специально организованная деятельность; беседы, экспериментирования, рисунки – сочинения, игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации. Организация занятий кружка : Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 10 человек 1 раза в неделю. Длительность занятий составляет 20 минут. Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы. Место проведения: помещение группы «Гномики»
№ Дата Тема занятия Материалы Программное
содержание
Сентябрь
1 19.09 «Красивый букет» Печатание листьями. Осенние листья, краска, кисти, бумага. Беседа об осенних листьях. Рассмотреть осенние листья (неяркие, сухие, ломкие). Предложить их покрасить отпечатать на листе бумаге.
2 26.09 «Грибок» (Аппликация из круп) Картон, трафарет гриба, клей, кисть, крупа (пшено, гречка) Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
3
03.10 «Осенний лес». (Обрывная аппликация). Трафарет дерева, двухсторонняя цветная бумага, цветные салфетки, клей. Расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте.
4 10.10 «Шубка для овечки» Объёмная аппликация Картон, трафарет овечки, клей, вата, иллюстрации с изображением овечки. Учить детей отрывать маленькие кусочки ваты, катать из них шарики, наклеивать на бумажную основу, заполняя все пространство. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Октябрь
5 17.10 «Осень в лесу» Картина из крупы Основа для работы
лист для фона
крупы: фасоль, гречневая, рисовая, пшено, горох колотый
клей ПВА, клей-карандаш краски ватные палочки или кисть ножницы, ёжик вырезанный из раскраски Развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира. Развивать аккуратность работы с клеем; мелкую моторику рук; творческие способности. Воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из круп. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
6 24.10 «Люблю березку русскую» (отпечатки листьями) Гуашь, сухие листья березы, кисть, вода Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы.
7 31.10 Аппликация -мозаика с элементом рисования «Тучи по небу бежали»
Цветная бумага, цветной картон, простой карандаш, клей, кисти для клея, ножницы, клеенка, салфетка.
Знакомство с техникой аппликативной мозаики- обрывание узких полосок бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура (дождевой тучи).
Развивать чувство цвета, ритма, композиции.
8 07.11 Коллективная работа из осенних листьев «Наш осенний лес» (аппликация из сухих листьев) Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки, салфетки желтого и красного цвета. Формировать с природными материалами (засушенными листьями). Развивать интерес к художественной деятельности; мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Ноябрь
9 14.11 «Ягоды рябины» Пластилинография листа картона, пластилин, трафарет,клеенки Беседа о рябине. Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Учить закреплять изображение на дереве, прививать навыки трудолюбия. Развивать художественное восприятие. Доставить радость о созерцания своей творческой работы.
10 21.11 «Матрешка» (пластилинография). Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства.
11 28.11 «Деревья в снегу»
Аппликация из ваты
Картон, цветная бумага, готовые контуры разных деревьев, вата, клей, кисти для клея, салфетки, клеенка.
формировать умение наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.
Совершенствовать технические навыки в работе с бумагой и дополнительными материалами для детского дизайна.
Развивать творческое воображение, фантазию.
12 05.12 «Открытка для мамы»- объёмная аппликация. Ватные диски
картон, клей пва, салфетки,
ножницы Формировать навыки работы с ватными дисками, развивать интерес к художественной деятельности. учить создавать цветы из ватных дисков, путём вырезания.
Декабрь
13 12.12 Картина «Зима» Манка,клей пва,салфетки Учить детей мастерить картину из бумаги и манки.
Развивать творческие способности при оформлении поделки. Соблюдать правила работы с клеем. Воспитывать аккуратность.
14 19.12 «Подарки для елки» Изготовление елочной игрушки
Природный и бросовый материал, цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, салфетки, клеенка, мелкий материал для декора, блестки.
вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.
Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.
Развивать творческую фантазию, воображение, аккуратность.
Прививать интерес к занятию художественным трудом.
15 26.12 «Зайчик» Поролоновая губка, гуашь белого цвета, салфетки,клеенка Помочь детям освоить способ рисования поролоновой губкой. Учить располагать рисунок на листе. Развивать мелкую моторику рук, воображение Воспитывать любовь к животным.
16 09.01 «Елочка пожеланий».
Лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Январь
17 16.01 «Елочка»
Мозаика из пластилина
Картон, готовая форма елочки, пластилин, стека, доска для лепки, клеенка, салфетка формировать умение отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.
Развивать творческое воображение, фантазию.
Совершенствовать технику лепки.
18 23.01 «Снежинка»
Рисование способом «набрызг» при помощи зубной щётки. зубная щетка, гуашь, бумага, салфетка Расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать, решая проблемные ситуации, учить выслушивать мнения своих товарищей. Изображать неживые явления природы, используя нестандартные, творческие решения. Познакомить детей со способом рисования – «набрызг» при изображении предметов.
19 30.01 «Снеговик» (рисование смятой бумагой) Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Закреплять навыки рисования гуашью. Познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой. Развивать чувство композиции. Воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.
20 06.02 «Снеговик» рисования пеной для бритья (монотипия) Цветной картон, кисточки, салфетки, пена, краски акварельные Познакомить с нетрадиционными приемами рисования (рисование пеной для бритья);
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения; закрепить у детей представление о снеговике.
Развивать эстетическое восприятие и воображение.
Формировать умение обозначать своё отношение к собственным рисункам, воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, умение работать в коллективе, индивидуально; воспитывать самостоятельность.
Февраль
21 13.02 «Рамка для фото»
Аппликация из макарон
Заготовки для рамки (16*20) из картона, макароны разной формы, клей, кисти для клея, клеенка, салфетки.
Продолжать развивать умение работать с нетрадиционными материалами
(макароны различного вида).
Закреплять навыки составления узора (чередование, расположение).
Предоставить право выбора декоративных элементов для оформления рамки
22 20.02 «Рукавички» Рисованием ватной палочкой. Гуашь, салфетки, бумага. Продолжать знакомить детей со способами рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, расширять их представления об одежде и разнообразии узоров, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.
23 27.02 «Самолёт» Бумага цветная, ножницы клей, карандаш, пластиковая бутылка Ввести в активный словарь детей слова : воздушный шар, самолет, вертолет, пилот. Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ сборки самолета. Закрепить навыки аккуратного наклеивания и соединения частей. Формировать умение устанавливать сходство с объектом. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать настойчивость, интерес к конструктивной деятельности
24 05.03 «Флаг России»
Пластилин,салфетки,губки,
дощечки Формировать у детей умение работать с пластилином. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Март
25 12.03 Тестопластика (лепка из соленого теста) «Кулоны и медальоны»
Соленое тесто, декоративная тесьма, стеки, зубочистки, гуашь, кисти, салфетки, доска для лепки. Создавать миниатюрные подвесные украшения в подарок родным. Показать конструктивные особенности изделий – подвесок, раскрыть функциональную связь между формой и назначением.
Развивать чувство формы, глазомер.
Воспитывать отзывчивость и доброту, усидчивость, аккуратность, стремление сделать красивую вещь.
26 19.03 «Подкова для дома» Заготовка подковы, пряжа, клей пва, салфетки, бисер Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
27 26.03 «Облако»- аппликация из манки. Картон, манная крупа, клей, салфетки Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Закрепить технику аппликации с крупами. Повторить название весенних месяцев, признаки весны.
28 02.04 Фоторамка из цветного смешанного пластилина. Трафарет, пластилин,
салфетки,клеенки Учить детей мастерить фоторамку из бумаги и смешанного пластилина, отщипывать маленькие кусочки и плотно прилеплять их к рамке. Закрепить умение обрисовывать и вырезать трафарет вырезать заготовку по контуру. Развивать творческие способности при оформлении поделки. Воспитывать аккуратность
Апрель
29 09.04 «Цыпленок»
Аппликация из резаных ниток Цветные нити, клей, салфетки, клеёнка, кисти для клея, картон с изображением цыпленка. познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток.
Формировать умение равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.
Развивать мелкую моторику рук, восприятие и воображение детей.
Воспитывать художественный вкус, самостоятельность
и аккуратность
30 16.04 "Венок из пряжи"
Заготовка венка, пряжа разных цветов, клей пва, декор для украшения Учить использовать бросовый материал (остатки ниток для вязания) для изготовления интересных поделок. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
31 23.04 «Причёски»- объёмная аппликация
Заготовки бумажных кукол, полоски цветной бумаги, клей, салфетки Учить из бумажных полос создавать причёски, путём накручивания полос на зубочистку и палочку от кисточки. Обобщить знания детей о профессии парикмахера.
32 30.04 «Радуга-дуга» -
пластилинография.
Картон, пластилин, салфетки,клеенки Закрепить знание основных цветов радуги. Разучить стихотворение
о радуге. Закреплять навыки работы
Май
33 07.05 «Вкусные угощения» Тестопластика (лепка из соленого теста)
соленое тесто, стеки, трафареты, зубочистки, бусинки, доска для лепки, клеенка, салфетка.
Продолжать знакомить детей с соленым тестом. Учить тонко расплющивать тесто, вырезать различные фигуры с помощью трафаретов. Украшать форму по желанию ребенка.
Развивать чувство формы и композиционные умения.
Совершенствовать технику лепки. Раскрыть прямую связь между пластической формой, материалом и технологией.
Воспитывать отзывчивость и доброту, усидчивость, аккуратность, стремление сделать красивую вещь.
34 14.05 «Ёжик» (аппликация из семечек) Лист белого картона; гуашь; семечки; бусины для глаз; ткань (желтый фетр для солнца); желтые шерстяные нитки, клей ПВА, кисти, салфетка, клеенка, простой карандаш, картина «Ежиха с ежатами» Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации — вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок; дополняя свою работу различными деталями. Учить передавать особенности строения животных. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.
35 21.05 «Мороженое»
Рисование пеной для бритья
Картинки с изображением разных видов мороженного, пена для бритья, клей ПВА, половина альбомного листа, ёмкости для смешивания, салфетки, краска гуашь, кисти, вода в баночках, тарелочки. Продолжать учит детей с нетрадиционной техникой рисования- монотипия, ее особенностями и выразительными возможностями
36 28.05 Корзина с цветами"
Конструирование из бумаги. Учить создавать корзинку из бумажных полосок. Развивать мышление, усидчивость, мелкую моторику.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
2. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Наглядно-методическое пособие. / Лыкова И. А. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2010.
3. Природные дары для поделок и игры: популярное пособие для родителей и педагогов / Нагибина М. И. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 189 с.
4. Конструируем из бумаги. Вырезаем и мастерим. (Практический альбом поделок). / Новикова И. В. – М. : ООО «Издательство АСТ» и ООО «Издательство Астрель», 2010.