Ирина Куликова
Стремление к совершенствованию — путь к профессиональному мастерству
▼ Скачать + Заказать документы
Мастерство- это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».
Публикация «Стремление к совершенствованию — путь к профессиональному мастерству» размещена в разделах
Воспитание – кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности и избирательно использовать методы воздействия на них. Ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу, он прогнозирует завтра будущего гражданина. От того, как воспитатель общается с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех образовательного процесса.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.
Каждый ребёнок неповторим, каждый ребёнок особенный. В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка. Он связывает детей с удивительным многообразием окружающего мира ещё ими не познанного. Воспитатель должен помнить, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые.
Важным фактором качественного образования является, изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через адекватные формы образовательной работы с детьми.
Педагогическая деятельность – сложный, многогранный по своему содержанию труд, требующий от воспитателя хорошей теоретической подготовки и умение претворять теорию на практике. Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников. В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует творчество, приводит к преждевременному профессиональному увяданию, к прекращению интеллектуального роста. Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям в области образования. Отсутствие творчества у воспитателя негативно сказывается на развитии детей.
В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы.
Педагог, реализующий основную общеобразовательную программу должен:
- знать основы современных концепций природы, общества;
- иметь навыки продвинутого пользователя ИКТ;
- обладать ключевыми профессиональными компетентностями.
- знать философию образования, возрастную и педагогическую психологию, сущность современных педагогических методик и технологий, правовые нормы отношений участников образовательного процесса;
- заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный интеллект;
- применять технологии адекватные поставленным целям, обеспечивающие интенсивность и индивидуализация образовательного процесса.
В постоянном стремлении к совершенствованию – путь к профессиональному мастерству. И этот путь бесконечен : тот, кто считает, что достиг вершин, перестаёт двигаться вперёд. Воспитатель, не работающий над собой, выдыхается и становится неспособным работать с детьми, несмотря даже на большой опыт. Ведь именно дошкольное время – ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков.
Как верно отмечал великий педагог К. Д. Ушинский, «. Особенность искусства воспитания заключается в том, что всем оно кажется понятным и знакомым, а некоторым даже очень лёгким. И чем меньше человек теоретически и практически знаком с искусством воспитания, тем больше это дело ему кажется лёгким. Очевидно, что воспитание от всех требует терпения, как думают некоторые - врождённых способностей и опыта, однако кроме терпеливости, способностей и опыта необходимы специальные знания».
Педагог - это не профессия, это призвание.
И только те, кому дано это призвание могут научиться настоящему педагогическому мастерству. Именно научиться, потому что такое мастерство может появиться лишь при огромной работе над собой, оно не приходит из неоткуда. И не зря этому понятию дается множество определений. Каждое из них открывает новое, что должен для себя открыть и усвоить педагог. В каждом из определений - своя изюминка неповторимая, всегда новая. И потому, выбирая на своем жизненном пути стезю педагога, нужно еще раз задуматься, а под силу ли будет одолеть преграды и стать действительно мастером своего нелегкого, а подчас невыносимо трудного дела.
Литература:
1. ФГОС – Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт{Текст}
2. Буре Г. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» {Текст} Москва «Просвещение» 1985 С 8- 28
3. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». {Текст} Москва «Педагогика» 1980 С- 117
4. Томашевич Л. Г Педагогическое мастерство {Электронный ресурс} Режим доступа: https://nsportal.ru – 01: 05:2014
5. Требование к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования {Электронный ресурс} – Режим доступа: edu.maru/ru