Сауле Сулейманова
Формирование мотивационной готовности в игровой деятельности дошкольников к школе
▼ Скачать + Заказать документы
(Введение) Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у дошкольников приемов приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
Публикация «Формирование мотивационной готовности в игровой деятельности дошкольников к школе» размещена в разделах
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоничное развитие детей этого возраста.
(слайд 3) Психологическая готовность к школе - это достижение ребенком такого уровня психологического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. «готовность к обучению в школе» является сложным понятием, которое включает в себя такие компоненты как личностная, интеллектуальная, коммуникативная и мотивационная готовность.
(Слайд 4) Мотивационная готовность - подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Включает в себя несколько компонентов.
(Слайд 5) Выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация – ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать.
Внешняя мотивация школа привлекает ребенка только новыми аттрибутами (новый ранец или родители пообещали купить велосипед). Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, достаточного интеллектуального развития, ему трудно будет учиться, если у него не сформирована внутренняя позиция школьника, которую следует рассматривать как одну из составляющей мотивационной готовности к школе. Внутренняя позиция школьника, представляющая психологическую предпосылку к овладению учебной деятельностью, не возникает на занятиях по типу школьного урока, а формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника – в игровой деятельности : сюжетно – ролевой, дидактической, с правилами, режиссёрской, а также через традиционные виды дошкольной деятельности. (Слайд 6) Ведущий в период дошкольного детства вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию мотивационной сферы ребенка.
Лишившись игры, дети не приобретают такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу и инструкции, не формируются социальные мотивы учения. В связи с этим, возникает проблема: поведение ребёнка остаётся ситуативным, непроизвольным.
Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами.
(СЛАЙД 7) СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, В КОТОРОЙ ДЕТИ БЕРУТ НА СЕБЯ РОЛИ И В ОБОБЩЕННОЙ ФОРМЕ ВОСПРОИЗВОДЯТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ, ИСПОЛЬЗУЯ ПРЕДМЕТЫ-ЗАМЕСТИТЕЛИ.
Слайд8 Предварительная работа: экскурсии в школу, библиотеку, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и игровые приемы.
Слайд 10 Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Классификация:
1. Игры с предметами. Например «Собери портфель в школу», «Первоклассник»
2. Настольно-печатные игры. «Логические пары», «Замочная скважина», «Найди школьные предметы»
3. Словесные игры. «Закончи предложение», «Урок – перемена», «Тихо – громко».
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт.
Преимущества игры.
• Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
• В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем, сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.
Театрально - игровая деятельность основаны на драматизации литературных произведений или (собственных инсценировок, приспособленных для исполнения на сценической площадке. Обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально — насыщенную речь, активизирует словарь.