Затынайко Лилия
Становление духовно-нравственных ценностей и патриотизма у обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования
«Становление духовно-нравственных ценностей и патриотизма
у обучающихся в условиях
учреждения дополнительного образования.»
(из опыта работы)
Затынайко Лилия Алексеевна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО «ЦДТ р. п. Самойловка Саратовской области»
Важнейшей проблемой современного образования является проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания. Эта проблема находится в поле зрения не только общеобразовательных учреждений, но и учреждений дополнительного образования. Постановка этой проблемы связана с некоторым падением духовного здоровья нашего общества. Причины заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (это и проникновение западной культуры, и культ насилия, эгоизм, обман).
Публикация «Становление духовно-нравственных ценностей и патриотизма у обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки времени разрушают человека. Поэтому необходимость решения данной проблемы связана с оскудением позитивных ценностей, а именно, недооценки свободной личности, взаимного равнодушия и недостатка тепла, доброты, сочувствия… все это характерные признаки того, что можно обозначить как потерю нравственных ориентиров, что возникает при ослабленной «иммунной» системе общества. Жизнь изменилась, а ребёнок, по словам Корчака, все тот же «мотылёк над пенным потоком жизни, как придать прочность крыльям, не снижая полёта, закалять не утомляя?»
В связи с этим перед педагогическим коллективом нашего учреждения на протяжении нескольких лет стоят задачи: не допустить углубления духовного кризиса личности, увеличить пространство, в котором дети смогут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Дополнительное образования детей рассматривается как образование нового типа, характеризующееся широтой личности, личностно-ориентированного подхода к детям, базируется на их образовательных потребностях, способствует их личностному и социальному самоопределению.
Коллектив нашего учреждения создаёт тёплую атмосферу, особый микроклимат, помогающий воспитаннику определиться, найти своё место в жизни, понять, что ему любить, а что – ненавидеть, что утверждать, а с чем бороться. Мы проводим многие мероприятия, в которых делаем упор на воспитание у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей и патриотизма.
Особую роль в этом направлении имеет проведение благотворительных акций. Наиболее значимыми из них являются следующие:
- акция «Из добрых рук – с любовью!», посвящённая Дню пожилого человека. Ребята приняли активное участие в сборе одежды, предметов быта и бакалейных продуктов питания для пожилых людей, а также подарили им сувениры, сделанные своими руками;
- акция «Твори добро». Были собраны мягкие игрушки для детей из малообеспеченных семей;
- акция для детей-инвалидов. С особым трепетом воспитанники ЦДТ приняли участие в концерте для детей с ограниченными возможностями, подарили им памятные подарки.
Хорошей традицией в жизни нашего учреждения стало проведение краеведческих слётов. В них ежегодно принимают активное участие поисковые отряды из многих школ Самойловского района. Юные краеведы проводят большую работу по сбору материала о своих земляках, участниках Великой Отечественной войны, о земляках, свято чтущих свои традиции. Таким образом, у ребят прививается любовь к своей малой Родине, к народному творчеству, воспитываются чувства гражданственности и патриотизма.
Несколько лет мы работаем по Программе «Никто не забыт и ничто не забыто». Эта Программа направлена на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. В рамках этой Программы педагогами учреждения проводятся устные журналы ( например: «Города – герои», «Дети в годы войны», «Мы запомним этот подвиг» и другие, встречи с участниками Великой Отечественной войны, концерты; оказывается конкретная адресная помощь ветеранам войны.
Интересным и полезным делом для учащихся школ района стало участие в проектной деятельности. Были созданы проекты: «Россыпи сельских талантов», где учащиеся, проведя поисковую работу, выявили талантливых земляков-мастеров по вышивке, вязанию, художественной обработке дерева и т. д. ; «Пирамида добрых дел», в основе которого лежала добровольческая деятельность школьников, живущих по принципу: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Участие в проектах способствовало гуманистическому и патриотическому воспитанию школьников, формированию нравственных качеств учащихся.
Развитию творческой активности учащихся, привитию любви к народному творчеству и декоративно-прикладному искусству, сохранению традиций способствуют объединения, работающие на базе Центра детского творчества. Это кружки по вышивке, бисероплетению, вязанию. Воспитанники получают не только первые навыки мастерства, но и полное представление об истинной красоте народного искусства, неутомимом труде и талантливости наших земляков.
Говоря о воспитании духовно-нравственных ценностей у учащихся, нельзя не упомянуть о проблеме детского алкоголизма и употреблении наркотиков. В 11 – 12 лет ещё сохраняется тесный контакт между детьми и взрослыми. Именно в этот период необходимо заложить основы, которые в дальнейшем спасут ребёнка от беды, помогут сказать вредным привычкам твёрдое «нет». Поэтому этой проблеме мы уделяем особое внимание. Проводим беседы, акции, круглые столы, конкурсы рисунков, распространяем листовки… Воспитанники театрального объединения «В гостях у сказки» подготовили спектакль «Все пороки от безделья». И вся эта работа направлена на формирование у подростков негативного отношения к курению и употреблению алкоголя и наркотиков.
Не только беседы, акции, проектная деятельность способствуют воспитанию патриотизма и духовно-нравственных ценностей у учащихся. Этому способствуют и праздники, которые регулярно проводит Центр детского творчества ко Дню Матери, Дню семьи, Дню пожилого человека, 9 Мая, и при проведении которых учащиеся также сталкиваются с проявлениями Добра, Милосердия, Чуткости и Сострадания.
Надеемся, что наше учреждение стало для обучающихся благоприятной высоконравственной средой, наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием.