Александра Стешова
Способы и направления поддержки детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Не так давно на базе нашего сада проходил семинар на тему "Способы и направления поддержки детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды". Честно признаюсь тема оказалась не из легких. Было много материала просмотрено и прочитано по этой теме. Я готовила конспект и презентацию по группе раннего возраста (детки от 1.6 до 3 лет).Надеюсь, что работа по этой теме была проведена не зря!
Публикация «Способы и направления поддержки детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
Способы и направления поддержки детской инициативы у детей группы раннего возраста, посредством развивающей предметно – пространственной среды.
Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребенок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счет возникающих инициатив.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Для того, чтобы развивать ДИ в том или ином направлении, мы стараемся создавать РППС в группе с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течении дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Предметы обстановки группы подбираются так, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величин, материалов гармоничного окружающего мира.
И вот когда дети начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно в группе, в соответствии с собственными интересами, делать, тогда они и начинают проявлять инициативу.
Большую роль в поддержке ДИ играет роль деятельность воспитателя, особенно в раннем возрасте. Воспитатель должен:
1. Предоставлять детям самостоятельность (во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.)
2. Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей.
3. Не критиковать (результаты деятельности ребенка и его самого как личность.)
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия (приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями, знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности.)
5. Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами (направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру) .)
6. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
7. Устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы (четко исполнять правила поведения всеми детьми.)
8. Проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, (избегать ситуации спешки и потарапливания детей.)
9. Для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку.
10. Содержать в доступном месте все игрушки и материалы.
11. Поощрять занятия (двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.)
Все вышесказанное можно обобщить и сказать так, что задача воспитателя-создание ситуации побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь к ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызвать у детей чувство гордости и радости от успешных инициативных действий.