наталья черенкова
Консультация «Способности как и мускулы, нуждаются в тренировке»
▼ Скачать + Заказать документы
«Способности, как и мускулы нуждаются в тренировке».
Ребенок – существо с человеческим мозгом, готовым к усвоению опыта предшествующих поколений, буквально с момента рождения оказывается лицом к лицу с «очеловеченной природой» с материальными и духовными продуктами человеческого труда. Взрослые учат детей пользоваться достижениями человечества и одновременно вызывают к жизни те способности, которые в таких достижениях закреплены.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
Вопрос о том, что представляют собой человеческие способности, от чего зависит их формирование и развитие волнует не только специалистов, но и родителей. С полным основанием можно сказать, что интерес к нему носит всеобщий характер.
Итак, что же такое способности?
Как ни важны природные данные – задатки, они могут развиваться в способности только в процессе деятельности, в труде, в результате приобретенных знаний и опыта. Существуют и такие точки зрения: «Каждый человек талантлив настолько, насколько он трудолюбив».
Поэтому необходимо всесторонне гармонично развивать ребенка. Пусть перед ним открываются горизонты разнообразных знаний и находит выход его любознательность. Учение, разносторонний опыт отшлифует природные задатки и дадут возможность раскрыться способностям. Самый способный человек только тогда достигает значительной цели, когда отдает делу много настойчивости и систематических усилий.
Психология устанавливает общее правило развития человеческих способностей.
Способности обнаруживаются только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Проявляясь в конкретной деятельности способности в ней же развиваются и формируются.
Люди по своим способностям отличаются друг от друга. Говоря о способностях надо иметь ввиду индивидуальные психологические особенности человека, т. е. то, чем отличается один человек от другого. Эти отличия могут быть и качественными, и количественными. В основе одинаковых или сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Это открывает перед нами замечательную особенность человеческих способностей : широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые развивает у себя человек, трудясь упорно и настойчиво. Способности существуют только в развитии. Нельзя ничего сказать о способностях ребенка и о дальнейших его возможностях, пока не начата педагогическая работа с ним, пока он с помощью взрослых не сделал первые шаги вперед.
Итак, самый верный путь определения способностей человека – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.
Таким образом, наблюдая за тем, как с помощью взрослых ребенок приобретает знания и умения, как по - разному принимается эта помощь (один, получив ее, еле «плетется», а другие идут «семимильными шагами») можно делать обоснованные выводы о величине, силе или слабости способностей.
Очень важно способности отличать от знаний, умений и навыков! Недостаточность знаний, умений и навыков еще не свидетельствует об отсутствии способностей. Она говорит лишь о том, что до сих пор не было достаточно условий для проявления и развития способностей ребенка. В свою очередь, приобретаемые знания, умения, навыки способствуют развитию и совершенствованию способностей, а отсутствие их задерживает это развитие.