Марина Алимбетова
Творческие способности и дошкольник
Творческие способности и дошкольник
Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. Развитие способностей у детей тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически.
Развитие способности изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их выделяя характерное. Но известно, что дети одного возраста могут находиться в разных ступенях развития. Это зависит от воспитания и от общего развития. Педагог не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку — одно из главных условий успешного воспитания и обучения.
Публикация «Творческие способности и дошкольник» размещена в разделах
Первый этап в развитии начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изоматериал — бумага, карандаш, кусочек глины, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», т. к. здесь нет ещё изображения предмета и даже нет замысла. Ребенок знакомится со свойствами материала. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии. С появлением сознательного изображения предметов начинается второй этап — изобразительный период. Одна из наиболее сложных задач для детей в рисовании — это умение передать изобразительным средствам пространственные соотношения. На первых ступенях развития изоспособностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он их изображает на листе не логически. Иногда дом и дерево находятся на одном уровне. Такое расположение носит название «фриз».
Способность творчества является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, не только использовать действительность, но и видоизменять его себе. Творческий процесс его своеобразен — это неравномерный, иногда длительный путь создания образов.
Основные этапы творчества человека :
1) идея
2) замысел
3) реализация замысла (воплощение в конкретные формы)
4) воплощение художественного образа.
Исследователи детского изобразительного творчества : Е. А. Флерина, М. П. Сокулина, Т. С. Комарова, Козакова, Холесова, отмечают, что выразительные средства которые исследует художник доступны и детям дошкольного возраста. Дети знакомясь с окружающим миром пытаются отобразить в своей деятельности.
В 2-3 года дети легко усваивают навык правильно держать карандаш, свободно пользуются ими.
Детям доступны такие способы как примакивание, постукивание.
В 3-4 года может выполнить рисунок, дети учатся чувствовать форму предмета. Постепенно дети знакомятся с цветами. Таким образом к 6 годам ребенок овладевает достаточным запасом навыков и способен употреблять их самостоятельно, причем сам их отбирает как лучшие. Когда ребенок начинает понимать что цвет мажется, он может нарисовать любую форму. Именно в этот период приобретает изобразительный характер. Замысел и цель которые он старается осуществить. Таким образом в дошкольной деятельности имеется первый этап творческого процесса возникновения замыслов. В отличии от взрослого процесс замысла отсутствует, поэтому в творчестве детей планирование работы совмещается с процессом выполнения. Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания и средств выполнения, он может решит что рисовать.
Основной целью обучения дошкольника является развитие творческих способностей ребенка. У ребенка приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения и явлений действительности. Приемы обучения используемые воспитателем направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изоматериалами целенаправленными, результативными.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее задания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т. С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх потому что оно так растет и т. п.»)».
Творчество дошкольников неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей с которыми часто сталкиваются дети можно выделить — сложность изображения предметов тонкими линиями. И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес, к желанию рисовать. Чтобы этого не происходило специалисты используют нетрадиционные техники рисования.
Существует много техник рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Весь материал для рисования готовится заранее. В соответствии с видом рисования, темой надо подготовить бумагу, карандаши или краски, баночки с водой.
Бумагу надо подписать: в правом нижнем углу написать имя ребенка и начальную букву фамилии.
Кисти ставят в подставки: в младшей группе это толстая кисть, в старшей и подготовительной толстая и тонкая, их должно быть больше, чем детей в группе.
Карандаши необходимо хорошо заточить. В старших группах к основным карандашам ложится простой карандаш.
Весь материал выставляют на отдельный стол, оттуда дети берут его перед началом рисования. Туда же ставят чистые баночки, кисти, салфетки.
Заканчивается занятие по желанию детей.