Рузавина Наталья
Развитие способности ребенка средствами искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Рузавина Н. Н.
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк (Перевод С. Маршака)
Дети воспринимают мир иначе, нежели взрослые. Мир детей разнообразный – радостный, вкусный, разноцветный. Их мир создан для того, чтобы все было хорошо. И замечательно, если детское умение видеть красоту и радоваться ей удается сохранить на протяжении взросления.
Публикация «Развитие способности ребенка средствами искусств» размещена в разделах
Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок, пришедший в этот мир, обладает творческими способностями. Мы знаем, что не способных детей не бывает. Способности ребенка раскрываются по мере его восхождения по ступенькам интересов и склонностей.
Каждый ребенок себя проявляет по своему: один рисуют диковинные узоры, другой лепит оригинальные миниатюры из пластилина, третий занимается конструированием из бумаги, четвертый целыми днями поет… И наиболее способными вырастают только те дети, условия раскрывания которых, позволили развить эти способности вовремя.
Исследования ученых, работы педагогов доказывают, что каждый ребенок – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно разбудить эти творческие способности, дремлющие до поры до времени. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Занятие средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники изобразительного творчества являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития ребенка. Она способствует формированию эмоционального восприятия искусства, эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величина, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.
Изобразительная деятельность любой нетрадиционной техникой является одним из самых интересных видов деятельности, ребенок получает возможность отразить свои впечатления об окружающем мире, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Творчество ребенка неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Следует постепенно, умело вводить ребенка в мир воображения, очень важно нацелить на творческую, оригинальную деятельность.
Работа необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, вызывает огромный интерес к изобразительному искусству.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования – изонить.
Нетрадиционное изображение раскрывает возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, увлекает детей.
Актуальность развития способности определяется интересом к изучению нетрадиционного изображения, как результата познания эмоционального мира ребенка; разнообразием и вариативностью работы с детьми; новизной обстановки, интересными неповторяющимися заданиями, возможностью выбора, что помогает не допускать однообразие и скуку.
Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем. А можно выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой. Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где разгулятся.
Изонить- изображение нитью, или ниткография,-как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали способ переплетения нитей на вбитых в дощечки гвоздях. В результате получились ажурные кружевные изделия, которые украшали жилища. В современной технике нити нити накладывают стежками на жесткую основу- толстую бумагу или картон- с помощью иголки.
В технике изонить можно делать закладки и обложки для книг, открытки, подарочные коробки, настенные панно, сувениры.
По существу, это вышивание, которое совместно могут заниматься взрослые и дети разного возраста. Отличие изонити от других видов видов вышивки в том, что с помощью нитей создается графические произведения, отсюда и второе название техники- ниткография.
Занятие нетрадиционной техникой изонить - это маленькая игра для ребенка. Использование этой техники позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эта техника развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
Основная цель занятия ниткографией- побудить детей к творчеству в доступной для них форме, помочь им освоить навыки владения иглой, показать основные приемы выполнения той или иной операции, выявить их способности к плоскостному моделированию.
Практические задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети изготавливают простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приемы выполнения. Потом задания усложняются, дети учатся самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу и нитки для изделий. А затем они осваивают составление сложных композиций из отдельных элементов изображения. Конечно, можно попробовать сразу воспроизвести по шаблону одно из сложных изображений, и возможно ребенок справится с работой, но это будет копированием работы.
Последовательное освоение техникой изонить, прошивание углов и окружностей- основ формирования графических изображений- позволит перейти к самостоятельному творчеству и воплощению идей.
Занятия изонитью воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивает абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику и координацию движений рук.
Поскольку эта техника не требует особой предварительной подготовки для выполнения простых изображений, то изонитью могут заниматься дети с раннего возраста. Результат виден уже на первом занятии, что очень важно для самих детей и неожиданно радостно для их родителей.
Опыт работы свидетельствует: занятие необычным материалам и оригинальной техникой позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат этической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, актер, индивидуальность.
Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой - богатой или бедной - будет его духовная жизнь.